Татьяна Никулина
Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой).
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Публикация «Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе „Народные сказки Чувашии“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Ни что не воспитывает так детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.
Актуальность
Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребёнка. Развитие же связной речи - является центральной задачей речевого воспитания детей.
Название проекта «Народные сказки Чувашии»
Тип проекта: среднесрочный (срок реализации – 1 месяц, коллективный, информационно-творческий.
Участники проекта: педагоги, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов России (Чувашии) и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей представления о чувашских народных сказках, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;
2. Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь;
3. Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста по средствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
4. Способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ по вопросам речевого и художественно-эстетического развития личности ребенка; к участию в проектной деятельности д/с;
5. Воспитывать интерес к знакомству с народными сказками.
Проблема:
Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории России татары, чуваши, удмурты и др., живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью. Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, занимательные загадки, мудрые сказки. Узнав, что в этом году тема районного детского фестиваля талантов «Звездный калейдоскоп» звучит так: «Мудрые и добрые сказки народов России» (наш д/с выбрал Чувашию, ребята стали задавать вопросы: «В чем главная особенность народных сказок Чувашии?», «Как называются самые известные чувашские народные сказки?», «Кто главные герои чувашских сказок?» и др.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными сказками людей разных национальностей, то у детей сформируются представления о национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов многонациональной России.
Продукт проектной деятельности: творческие работы для участия в районном детском фестивале талантов «Звездный калейдоскоп».
Предполагаемый результат:
Дети:
• формирование у детей представлений о содержании и особенностях чувашских народных сказок;
• развитие у детей навыков связной речи, памяти, обогащение словаря;
• развитие у детей устойчивого интереса к знакомству со сказками разных народов;
• развитие творческих навыков, интереса к играм – драматизациям;
• Воспитание уважения к людям разных национальностей.
Родители:
• вместе с детьми принимают участие в проектной деятельности, организованной педагогами ДОУ;
• развитие у родителей интереса к совместному чтению с детьми, к участию вместе с ребятами в детских творческих фестивалях, конкурсах.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный.
II этап - организация деятельности в рамках проекта.
III этап – завершающий.
Первый этап
1. Подбор литературы.
2. Подбор наглядных и дидактических материалов.
3. Подготовка презентаций по теме.
4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
5. Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.
6. Выбор номинаций для участия в районном детском фестивале талантов «Звездный калейдоскоп».
Второй этап
Планирование работы в рамках проекта
- определение форм работы с детьми
- определение форм работы с родителями
- определение форм взаимодействия с педагогами – специалистами ДОУ
Третий этап – завершающий
1. Участие детей в районном детском фестивале талантов «Звездный
калейдоскоп».
2. Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение
поставленных и прогнозируемых результатов, подведение итогов.
3. Награждение грамотами семей, принявших наиболее активное участие в
проекте.
Заключение
Участвуя в проекте, дети не только получили конкретные знания и представления о народных сказках Чувашии, их особенностях и колорите, но и научились общаться, размышлять, вступать в диалог, выполнять творческие работы, участвовать в театрализованных постановках. Таким образом, проект развил у них коммуникативные
и творческие навыки; сформировал направленность на совместную деятельность, на
позитивное сотрудничество.
Проект объединил семьи воспитанников, позволил родителям больше времени проводить с детьми, а телевизор и компьютер заменили книги.
Участие в номинации «Продуктивная деятельность» способствовало развитию у ребят связной речи, мотивации к участию в конкурсах и фестивалях, к знакомству со сказками разных народов. Они научились презентовать работы, созданные совместно с родителями, стали увереннее в своих силах, научились радоваться успехам товарищей.
Книга, созданная семьей Якубовых по мотивам чувашской сказки «Почему ель и сосна вечнозеленые» получилась очень необычной и красочной. Листая ее, дети снова и снова с удовольствием пересказывали содержание любимой сказки. А сама Нелли Якубова с успехом презентовала поделку перед членами жюри районного детского фестиваля талантов «Звездный калейдоскоп», рассказав кратко сказку, а также о том, как и из каких материалов, она делала книгу с родителями.
Вместе с детьми и мамой Тарасовой Ани мы сделали поделку к чувашской сказке «Лиса – плясунья». Эта сказка очень понравилась ребятам, они сразу заметили, что лиса в ней оказалась такой же хитрой и находчивой, как и в русских народных сказках. У нас получился макет чувашкой избы, в которой оказались вместе дед, бабка и лиса. Всех кукол мы делали вместе с детьми из капрона, синтепона, пластиковых бутылок. Затем одели их в нарядные чувашские костюмы, сшитые родителями. На лису, как и было написано в сказке, одели еще хушпу и монисто.
Эту работу Анюта также презентовала перед жюри фестиваля. Она рассказала, почему им с мамой понравилась именно эта сказка, а также как и из чего делали данную поделку.
Макет избы по-прежнему стоит у нас в группе, вариантов его использования в коррекционной работе с детьми очень много:
- мотивационная составляющая знакомства с народными сказками, культурой,
бытом разных национальностей;
- использование каждой отдельной игрушки, как сюрпризного момента на занятиях с детьми;
- использование избы и кукол в различных играх-драматизациях;
- кукла Бабушка, может использоваться как Бабушка – загадушка на занятиях с детьми;
- кукла Бабушка может знакомить детей с гласными звуками (т. к. сама в красном);
- проведение д/и «Угадай кто», игр на правильное употребление предлогов;
- игры – драматизации по сказке.
И конечно, главной наградой и радостью для всех участников проекта стала очередная победа нашего ДОУ в фестивале. Мы заняли второе место среди садов г. о. Мытищи в номинации «Продуктивная деятельность».
Список литературы:
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез,
2012.
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-Пресс, 2012.
Интернет – ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru