Светлана Леонтьева
Презентация проекта «Волшебная глина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тактильного восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта
«Волшебная глина».
Светлана Геннадьевна Леонтьева,
воспитатель высшей
квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида
№108 «Снежинка»
Публикация «Презентация проекта „Волшебная глина“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Проекты для детей
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Быть специалистом по детской психологии или физиологии для того, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с первых дней его жизни имеют тактильные ощущения, не нужно. Ладошки и пальчики ребенка – это едва ли не главные органы, которые приводят в движение механизмы мыслительной деятельности детей. Получаемые тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнивать различные поверхности и удивляться многообразию окружающей его природы. Человечек растет, но роль тактильных ощущений в его развитии не становится меньше – все дети в раннем и дошкольном возрасте как бы «учатся» руками, и мы решили использовать эту возможность.
Проект «Волшебная глина» - творческий проект, целью которого являлось развитие сенсорного (тактильного) опыта детей старшего дошкольного возраста. В качестве материала для работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Этот материал активизирует тактильные ощущения. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Глина при необходимости может стать жидкой или твердой. При этом переходить из одного состояния в другое и обратно. Это удивляет детей, заставляет задуматься, обогащает их тактильный опыт. Глина легко может «подстроиться» под малыша: для ребенка со сниженным мышечным тонусом руки, можно подготовить материал более эластичный.
Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для таких детей особенно актуальным является развитие моторики руки, тактильных ощущений и поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
- способствовать развитию тактильных ощущений детей, мелкой моторики руки посредством использования в работе глины; развивать познавательный интерес, мыслительные операции, память, внимания, восприятия, воображения;
- познакомить детей со свойствами глины; разными способами лепки (пальцевой орнамент, пластический способ, конструктивный способ, рельефная лепка, путем нанесения рисунка, путем наложения формы на основу); расширять представления детей о мастерстве изготовления изделий в известных школах: Дымковская и Филимоновская игрушка, Гжель.
- обогатить словарь детей терминами, обозначающими техническую сторону работы с глиной;
На этапе реализации проекта я разработала занятия: «Каменный цветок», «Жар-птица», «Глиняная азбука», «Утица», «Теремок», «Новые приключения колобка», «Волшебное дерево», «Зимний пейзаж», «Гора самоцветов». Занятия проводились в музейно-образовательном пространстве «Крестьянская изба». Сама обстановка, наличие большого стола, который вмещал всех участников проекта, очень помогала. На каждом занятии вместе с детьми мы отвечали на проблемные вопросы, играя с глиной. Эксперименты стали обязательной частью каждого занятия. Дети наблюдали за превращениями глины, за переходом ее в разные состояния (сухая - мокрая, мягкая - твердая и т. д.). Во время обследования, изготовления глиняных изделий, смывания глины с рук теплой водой, ребенок получал естественный массаж и неповторимые тактильные ощущения. На занятиях использовались и другие материалы, которые помогали раскрыть свойства глины (формочки, колпачки, палочки, веточки, стеклярус и др.). Еще одной особенностью всех занятий стала коллективная деятельность детей. Дети объединялись в подгруппы (4 - 6 человек) для создания определенного образа. Они учились договариваться, ставить себя на место другого ребенка (взрослого).
В группе был организован музей глины. Усилиями родителей и педагогов мы собрали украшения из глины, коллекцию дымковской, филимоновской игрушки, небольшие скульптуры, посуду и многое другое. Рядом находился уголок для экспериментирования. Здесь дети имели возможность экспериментировать с глиной, превращать ее.
На заключительном этапе для детей и родителей было организовано интегрированное занятие «Как Горшочек добру нас учил» с участием воспитателя, музейного педагога, психолога. В занятии была использована техника «Глиняные каракули» (автор Ричард Френкель). Каждому предстояло что-то в себе преодолеть и прийти к осознанию коллективного авторства своей работы. В центре нашего внимания оказался музейный предмет, настоящий подлинник, горшок со сколом на стенке. Приемы работы помогли нам исследовать его, раскрыть все его особенности и вызвать у детей сочувствие, сопереживание.
По итогам реализации проекта «Волшебная глина» был создан сборник стихов, сказок о глине «Волшебная глина», которые использовались в работе, альбом по разным видам декоративно-прикладного искусства. Здесь дети могли познакомиться с разнообразием расписывания глиняной игрушки. Для детей был составлен опросник по теме проекта.
Работа по проекту способствовала развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук детей, расширила представления детей о глине, ее свойствах, способствовало обогащению словаря детей по теме проекта. Занятия с глиной предоставили возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений ребенка. Работа с глиной способствовала социализации детей с тяжелыми нарушениями ОДА, улучшила микроклимат в нашей группе, сплотила воспитанников.
Я открыла перед собой безграничные возможности глины : она и развивает, и «лечит», открывает мир вокруг себя (посуда, игрушки, украшения и др.). Глина – это уникальный материал для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.