Лилия Булатова
Описание проекта «Мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проекта «Мир профессий». Для детей старшего дошкольного возраста.
Разработали и реализовали воспитатели:Булатова Лилия Валерьевна, Удинкина Ольга Васильевна, Бородкина Татьяна Юрьевна
Уважаемые друзья, возьмите любую рукотворную вещь, вас окружающую. Задумывались ли вы, сколько людей разных профессий её создали! Наверно, нет. Попробуйте вдуматься в это и, наверняка, будете поражены обилием различных направлений людского труда! И в этом профессиональном мире каждый человек находит для себя место. Не всегда этот путь ясен и прост: порой проходят многие годы исканий, прежде чем человек сможет обрести своё призвание. И, очень, печально, когда прозрение приходит поздно. Сейчас очень динамичное время. Оно требует такого же быстрого ритма от современников. И вопрос о ранней профессиональной ориентации становится весьма актуальным. Об этой проблеме говорят сегодня даже на самом высшем уровне.
Публикация «Описание проекта „Мир профессий“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Мы все, прекрасно понимаем, что хорошие специалисты не возникают по мановению волшебной палочки. Таких специалистов страна должна готовить. И у дошкольных учреждений, как и у школьных, вкупе с родителями, есть прекрасная возможность стать полноправными участниками этого процесса.
Дошкольный возраст – замечательное время, когда ребёнок, открывая окружающий мир, одновременно погружается в мир человеческого труда. Зачастую взрослые уделяют большее внимание, интеллектуальному развитию детей, предполагая, что труду их чадо и так научится. И зря, в этом их большая ошибка! Вырастая, дети начинают воспринимать труд как обузу, выбор профессии становится проблемой. И наоборот: малыш, с детства знакомый с миром труда и профессий, ценящий его, гораздо легче найдет своё место в жизни. В детском саду всегда уделяли достаточное место трудовому воспитанию и погружению в мир профессий, но сейчас, думается, в этот вопрос стоит погружаться глубже. Важно донести до маленького человека, что у каждого есть предназначение в жизни. Необходимо помочь приобрести дошкольникам прочные начальные знания о мире профессий, об их значимости и важности для общества и для отдельного человека. Для самореализации важно знать, что может каждый человек делать, какую пользу принести своей Родине, чувствовать и понимать себя. Это важный аспект в социализации ребёнка.
С этой целью в нашей группе был задуман и реализован проект «Мир профессий». Проект долгосрочный, практико – ориентированный. В проекте участвовали дети старшего и младшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОУ.
Цель данного проекта 1. Формирование у младших участников образовательного процесса устойчивых первичных представлений о мире профессий, о ценности труда и профессиональной деятельности. 2. Акцентировать внимание родителей воспитанников на проблему ранней профессиональной ориентации.
Конкретизация цели в задачах.
Дети старшего дошкольного возраста : 1. Погружение в мир профессий из ближайшего окружения. 2. Формирование понимания о необходимости и важности труда людей любой профессии. 3. Плодотворное сотрудничество с ровесниками, их родителями, воспитателями и малышами по теме. Реализация проторолей.
Дети младшего дошкольного возраста : 1. Первичное знакомство с миром профессий посредством общения со старшими детьми и с взрослыми.
Воспитатели:1. Заложить интерес к миру труда и окружающих профессий.
2. Знакомить детей с профессиями неравнодушных взрослых и родителей, участников проекта, сотрудников дошкольного учреждения. 3. Формировать у дошкольников понимание, что труд и работа является основой и необходимостью жизни. 4. Воспитывать у детей чувство уважения к людям и к результатам их труда. 5. Создать уголок с наглядными пособиями о мире профессий (игры, лепбук, иллюстрирование рассказы или семейные проекты о профессиях, видеоэкскурсии в профессии и др.) 6. Реализовать передачу знаний о профессиях между детьми старшего дошкольного возраста и младшего (Старшие для младших).
Родители: 1. Полезное взаимодействие с детьми. 2. Подготовка собственных детей к будущему выбору профессии.
На первом этапе проведен мониторинг среди детей старшего дошкольного возраста для выявления уровня знаний о профессиях родителей и о профессиях вообще; мониторинг среди родителей об их мнении о ранней профориентации. В результате мониторинга были выявлены следующие факты. 1. Большинство детей - подготовишек не знают, кем работают их родители. Только 23% (5чел.) воспитанников назвали профессии, а остальные не могли назвать, чем занимаются их родители на работе. 2. Воспитанники выпускной группы показали знание ограниченного количества профессий. 3. Интересно отметить, что общественно – значимые причины, по которым необходимо работать взрослым были названы лишь 15 % (3чел.) детей. 4. Ребята с удовольствием погрузились бы в изучение профессий и хотели бы поделиться своими знаниями о профессиях с другими.
5. Родители будущих выпускников заинтересованы в ранней профориентации своих детей и могут оказать посильную помощь.
Далее был выявлен интерес детей старшего дошкольного возраста к таким профессиям, как полицейский, военный, хоккеист, актёр. Было предложено заинтересованным взрослым и детям подготовить рассказ об интересующем роде деятельности. Появились родители, которые вызвались рассказать о своей любимой работе. Чтобы систематизировать информацию, решено работать по блокам: каждый блок был посвящён определённому классу профессий; при этом учитывалось календарно – тематическое планирование ДОУ и культурно – исторические события нашей страны. Работали по следующим блокам: «Обучающие профессии (воспитатель, учитель, преподаватель ВУЗа, психолог, логопед)", «Профессии моих родителей : переплетчик, строитель метро», «Обслуживающие профессии (продавцы, почтальоны, пилоты гражданского фота, шоферы, столяры и др)», «Творческие профессии (актер, художник, певец)», «Есть какая профессия – Родину защищать», «Профессии ЧС».
В ходе реализации проекта использовались различные формы работы взрослых с детьми: виртуальные экскурсии, просмотры видеороликов, беседы, чтение художественной литературы, изготовление дидактических и настольно печатных игр по тематике профессий, отгадывание и сочинение загадок, организация вернисажей «Я рисую свою профессию», презентации исследования интересующих профессий, мастер – классы, встречи с представителями разных профессий. А также дети старшего дошкольного возраста приходили к малышам и рассказали им доступным языком полученную информацию о новых профессиях. Младшие дошкольники слушали с удовольствием, а потом играли в полицейского, врача, переплетчика. Всем давно известно, что, ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Именно в ней дети должны закрепить полученные знания о профессии. Это является важным постулатом для взрослых (в контексте нашей темы). Ребёнку мало узнать о профессии, надо в неё поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей той профессии, о которой узнали недавно, или знали давно. А значит, знание прочно укоренилось в сознании ребёнка. Так же - это говорит о повышении интереса к данной проблеме, о формировании предпочтений; появилось больше вопросов о труде вообще и о конкретных профессий. Было место и дидактическим играм. Их воспитатели проводили регулярно. Получилась подборка таких игр. Например: «Угадай профессию? (по инструментам)», «Кто, где работает?», «Кто это делает?», «Исправь ошибку», «Хлопните в ладоши, если это надо для (название профессии)», «Кто больше назовет действий?», «Продолжи предложение», «Нарисуем портрет» (речевой, «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».
Знакомясь с произведением В. В. Маяковского, мы в группе решили инсценировать его. Дети задумали перевоплотиться в представителей разных профессий. Постановка получилась очень выразительная. Её показали родителям группы, всем педагогам и воспитанникам нашего дошкольного учреждения. Важно ещё и то, что после просмотра театрализации в других группах дети тоже стали больше интересоваться различными видами деятельности взрослых, расспрашивать родителей об их профессиях (по наблюдениям педагогов).
Протестировав подготовишек в конце проекта, можно отметить, что все дети могут рассказать, в тот или иной мере, о работе своих родителей. Расширились представления детей о различных профессиях, пришло понимание об общественно значимых причинах трудовой деятельности взрослых, а так же произошло пополнение предметно – развивающей среды за счёт привнесённых атрибутов для профориентационных игр и настольно – печатных игр этой же направленности. Новые элементы среда – это прекрасный способ закрепить полученные знания. Родители так же отмечают повышение интереса своих детей к различным профессиям.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что раннее знакомство с различными видами деятельности взрослых помогает расширить ребенку кругозор, повысить интерес к труду. Метод проектов, метод «старшие для младших» и театрализация, использованные для организации этого знакомства совершенствуют коммуникативные навыки, учат ставить задачи и достигать их выполнения, помогают почувствовать себя значимыми и успешными. Всё это, несомненно, поможет успешной социализации дошкольников и облегчит выбор профессии.
Литература.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №155 «Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Москва. Центр педагогического образования 2014г
3. «От рождения о школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М; Мозаика - Синтез. 2012г
5. Подборка игр по профориентации https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/03/katalog-didakticheskih-igr-po-proforientatsii-detey-v-podgotovitelnoy