Ирина Подлесная
Памятка для воспитателей «Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для воспитателей
«Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речевого произношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора, речевым слухом.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи.
Игры для дифференциации звуков.
Игра «Собери букет»
Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах
Ход игры : Педагог кладет в кармашки букву, ребенок ставит цветок такого оттенка, в названии которого есть звук
Игра ««Назови продукты»
Цель: Упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух
Ход игры : Педагог предлагает ребёнку найти продукт, в названии которого есть определённый звук
Игра «Кто в домике живет»
Цель: Отрабатывать отчётливое произношение звуков, учить дифференцировать эти звуки
Ход игры : Воспитатель предлагает детям поместить животных, в названиях которых есть определённый звук на первом этаже; животных, в названии которых есть другой звук на втором этаже
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Кто лучше слышит?»
Цель: научить детей различать звуки
Ход игры : Педагог называет слова, ребёнок поднимает руку, когда услышит слово, в котором есть заданный звук. Дети проверяют и сигнализируют карточками
Игра «Ветер и птицы»
Цель: Развитие слухового внимания, развитие координации движений
Ход игры : Дети делятся на две команды (ветер и птицы, При громком звучании музыкального инструмента та группа, которая изображает ветер - бегает, когда инструмент звучит тихо та команда, которая изображает птиц выбегает. Другая команда детей садится на стулья.
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Найди ошибку и назови слово правильно»
Цель: Развитие фонематического и речевого слуха.
Ход игры : Педагог читает стихотворение, в котором в словах перепутан звук, ребёнок находит ошибку и исправляет ее, называет правильно слово
Игра «Где звук?»
Цель: Нахождение места звука в слове
Ход игры : Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика.
Игра ««Кто больше слов придумает?»
Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков, развитие фонематического слуха
Ход игры : Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук. Дети образуют круг. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком.
Игры на развитие речевого дыхания
Игра «Насос»
Цель: Развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе звука С
Ход игры : Педагог предлагает поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса
Игра «Волшебное зеркало»
Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи, речевого дыхания
Ход игры : Дети стоят в кругу. Водящий произносит фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз.
Игры на развитие мелкой моторики
Игра «Волшебные прищепки»
Цель: Развитие слухового внимания, мелкой моторики
Ход игры : Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем»
подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу.
Игра «Пальчиковый театр»
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, памяти, умения осваивать роли
Ход игры : Педагог предлагает детям разыграть сказку с помощью пальчикового театра.
Игры на развитие выразительности речи
Игра «Позови ласково»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, выразительность речи
Ход игры : Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику, ласково назвав его по имени
Игра «Секрет»
Цель: Развитие выразительности речи
Ход игры : Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из сундучка (кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Игры для выработки длительного выдоха
Игра «Пузырь»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха, активация мышц губ
Ход игры : Дети стоят тесным кругом, имитируя пузырь. Дети отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул», дети произносят звук С.
Игра «Одуванчик»
Цель: Отрабатывать с детьми длительный плавный выдох
Ход игры : Педагог предлагает дуть на одуванчик так, чтобы слетели пушинки
Игра «Дует ветер»
Цель: Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.
Ход игры : Дети идут по кругу, изображая ветер с разной силой голоса.