Татьяна Гетманская
Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки.
Цель данных упражнений, показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом, в определенной последовательности (сначала первый, затем следующий и т. д.); научить их протяжно произносить слова с выделением в них определенного звука.
1.«Вот так произносятся звуки»
Публикация «Дидактические упражнения по развитию речи „Звучащее слово“ с использованием звуковой линейки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Наглядный материал: демонстрационная звуковая линейка.
Воспитатель: -Дети, напомните, пожалуйста, как звала Машенька в лесу подружек, когда заблудилась
-Ау!- отвечают дети
-Произнесите слово так же протяжно, как и Машенька, -просит воспитатель.
-Ааааууууу - повторяют дети.
-Ааааауууууу – повторяет педагог.
- Слышите, как звучат звуки – сначала первый звук : ааа, потом второй: ууу, друг за другом: аааууу.
Воспитатель предлагает детям всем вместе произнести звукосочетание, а затем спрашивает:
- Какой первый звук вы произносите? Какой следующий?
Воспитатель показывает звуковую линейку. Когда воспитатель произносит первый звук а, он начинает действовать выдвигаемой частью линейки и в первом окошке появляется кружок, например синего цвета; произнося звук у, воспитатель продолжает выдвигать линейку, и синий кружок перемещается во второе окошко. Когда слово уже произнесено, кружок исчезает. Это упражнение со звуковой линейкой на одном занятии можно повторить 2-3 раза. Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом. Вот так, дети – подытоживает упражнение педагог, - звуки в слове идут друг за другом.
Произнесите слово шар так, чтобы было слышно все звуки : шшаарр.
Дети хором, а потом по одному медленно произносят, выделяя каждый звук.
-Посмотрите, - говорит воспитатель, - как на нашей линейке будут бежать звуки друг за другом : шшаарр, ссоомм, ллууннаа.
Звуки, как и слова, когда мы их произносим, идут друг за другом. Теперь вы называете слова, а звуковая линейка покажет, как звуки в них идут один после другого.
2."Назовите слово. "
Наглядный материал: демонстрационная звуковая линейка
Воспитатель предлагает детям произнести любые слова, и, когда они скажут несколько, он обращает внимание детей, на то, что все эти слова разные.
-А сегодня, мы узнаем про слова что-то новое, и поможет нам в этом звуковая линейка.
Вот эти синие кружочки в ней, - говорит воспитатель, -будто звуки, они идут друг за другом, но не исчезают, их можно увидеть и даже пересчитать. Педагог предлагает кому-либо из детей отчетливо произнести слово, чтобы хорошо прозвучали все звуки, и при этом сам показывает на линейке, как открываются одно за другим окошки.
Например, если ребенок произносит слово сок, то последовательно открываются три синих окошка. Это же слово произносят еще несколько детей, и педагог каждый раз демонстрирует с помощью линейки последовательную смену звуков. Затем дети по заданию воспитателя произносят и другие, более длинные слова (стол, мишка, а он обращает их внимание на то, что в одном слове мало звуков, а в другом много. Количество звуков в словах воспитатель иллюстрирует при помощи звуковой линейки. Предложив детям произнести слова чернильница, карандаш, воспитатель, он показывает им, что в этих словах звуков столько, что не хватает окошек на звуковой линейке. Затем педагог снова просит детей произносить любые слова и демонстрирует на линейке последовательное звучание звуков в этих словах. Поскольку дети на первых порах затрудняются подбирать удобные для работы короткие слова, он сам может предложить им следующие: ум, он, ах, ау, уа, Ира, сыр.
3."Кто найдет короткое слово?"
Педагог на большой демонстрационной линейке еще раз показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков в слове, зависит длительность его звучания. Педагог подбирает слова короткие (2-3 звука) – мяч, лук, мак и длинные – вертушка, холодильник, телевизор. Затем он учит детей самим работать с линейкой. Предлагает произнести короткие слова : он, ау, сыр, чай, мак, рак, жук.
4."Молчанка"
Наглядный материал: игрушки и предметы, находящиеся в группе, индивидуальные звуковые линейки.
Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по группе и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линейках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.