Папки-передвижки

Памятка для педагогов «Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений»

Дмитриенко Марина Сергеевна
Памятка для педагогов «Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Способности к запоминанию и воспроизведению формируются именно в дошкольном возрасте. Память дошкольников отличается непроизвольностью, в связи с этим непроизвольно запечетляется тот материал, который включен в активную деятельность ребёнка. Взрослые должны контролировать этот процесс, и стремиться к тому чтобы новые, полученные знания имели значение для ребёнка, т. е. были интересны ему. Развить процесс памяти ребёнку помогут специальные игры и упражнения. Игра и игровые формы работы - это наиболее адекватные средства коррекции памяти ребенка.

Публикация «Памятка для педагогов „Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений“» размещена в разделах

Мы систематизировали игры на развитие памяти детей.

Для развития кратковременной памяти можно использовать следующие игры.

Игра «Парочки».

В игре участвуют двое или более игроков. Дети переворачивают картинки и пытаются найти им пару. Ошибаясь, игрок переворачивает две картинки и продолжает игру. Пытаясь запомнить расположение картинок, развивается кратковременная память.

Игра «Что исчезло? Что изменилось?».

В этой игре надо запоминать последовательность, в которой разложены картинки. Ребенку дается время для запоминания картинок и их последовательности, затем он отворачивается или закрывает глазки, а взрослый убирает одну или несколько картинок, или меняет их расположение. Далее ребенок называет ту картинку, какая исчезла или воспроизводит их последовательность.

Игра «Запомни словечко».

Играть лучше вдвоем с ребенком. Каждый из играющих по очереди называет одно новое слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

Для развития кратковременной памяти может помочь упражнение «Запомни и найди».

Для этого упражнения надо приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Показать ребёнку карточку с изображением предметов, предложить назвать и запомнить их, чтобы затем отыскать среди других на второй карточке и назвать. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений можно делать паузы разной длительности, причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита).

Развитию зрительной памяти способствуют следующие игры:

Игра «Где спрятана игрушка».

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время;

б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;

в) заменять игрушки.

Игра «Запомни картинки».

Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Помимо игр можно предложить такого вида упражнения для тренировки зрительной памяти. Для выполнения которого необходимо заготовить две карточки, на одной будет изображен хорошо знакомый ребенку предмет, а на второй картинке изобразите тот же предмет, но без одного элемента. Необходимо дать ребенку полминуты для запоминания изображения на первой картинке, а после этого поменять карточки и попросит малыша найти недостающий элемент.

Для развития тактильной памяти поможет такая игра как «Узнай предмет».

Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.

Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Развитию тактильной памяти детей способствует такое упражнение, как завязывание морских узлов.

Двигательную память детей помогут различные подвижные игры, например, игра «Делай, как я».

На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Упражнение для тренировки двигательной памяти.

Данное упражнение можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Потребуется один ведущий, им может стать как взрослый, так и ребенок и один участник. Участнику завязывают глаза и берут его за плечи. Далее ведущий проводит участника по комнате, или детской площадке, выполняя вместе с ним ряд не связанных между собой действий. Например, три шага вперед, прыжок, приседание. По окончанию маршрута с участника снимают повязку и просят его повторить пройденный только что маршрут с выполнением тех же движений.

Развитию образной памяти поможет игра «Опиши игрушку».

Ребёнку предлагается в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Упражнение для развития образной памяти

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. Ребёнку даётся некоторое количество разных рисунков в таблице. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите малыша закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Развитию смысловой памяти поможет упражнение «10 пар».

Ребёнку зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Дети должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

Словесно-логической памяти способствует игра «Ассоциации».

Ведущий читает слова, а ребёнок выбирает и показывает одну из картинок с которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом.

Упражнение для тренировки ассоциативной и слуховой памяти.

Это упражнение можно выполнять сразу с группой детей, давая им задания по очереди. Суть упражнения заключается в озвучивании ребенком внешнего вида, возможных действий и свойств, возникающих у ребенка с каким-либо предметом, животным, человеком и так далее.

Таким образом, игра является, пожалуй, самым эффективным средством для коррекции памяти ребёнка. Игра и игровые упражнения развивает не только память, но и другие психические процессы. В игре ребенок развивается как личность. Во время игры, малыш находится в естественной среде. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть, уровень его памяти, внимания, мышления, успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов «Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений»
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 11:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для педагогов «Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриенко Марина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД