Дмитриенко Марина Сергеевна
Памятка для педагогов «Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Способности к запоминанию и воспроизведению формируются именно в дошкольном возрасте. Память дошкольников отличается непроизвольностью, в связи с этим непроизвольно запечетляется тот материал, который включен в активную деятельность ребёнка. Взрослые должны контролировать этот процесс, и стремиться к тому чтобы новые, полученные знания имели значение для ребёнка, т. е. были интересны ему. Развить процесс памяти ребёнку помогут специальные игры и упражнения. Игра и игровые формы работы - это наиболее адекватные средства коррекции памяти ребенка.
Публикация «Памятка для педагогов „Развитие памяти дошкольников средствами игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы систематизировали игры на развитие памяти детей.
Для развития кратковременной памяти можно использовать следующие игры.
Игра «Парочки».
В игре участвуют двое или более игроков. Дети переворачивают картинки и пытаются найти им пару. Ошибаясь, игрок переворачивает две картинки и продолжает игру. Пытаясь запомнить расположение картинок, развивается кратковременная память.
Игра «Что исчезло? Что изменилось?».
В этой игре надо запоминать последовательность, в которой разложены картинки. Ребенку дается время для запоминания картинок и их последовательности, затем он отворачивается или закрывает глазки, а взрослый убирает одну или несколько картинок, или меняет их расположение. Далее ребенок называет ту картинку, какая исчезла или воспроизводит их последовательность.
Игра «Запомни словечко».
Играть лучше вдвоем с ребенком. Каждый из играющих по очереди называет одно новое слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.
Для развития кратковременной памяти может помочь упражнение «Запомни и найди».
Для этого упражнения надо приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Показать ребёнку карточку с изображением предметов, предложить назвать и запомнить их, чтобы затем отыскать среди других на второй карточке и назвать. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений можно делать паузы разной длительности, причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита).
Развитию зрительной памяти способствуют следующие игры:
Игра «Где спрятана игрушка».
Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время;
б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;
в) заменять игрушки.
Игра «Запомни картинки».
Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Помимо игр можно предложить такого вида упражнения для тренировки зрительной памяти. Для выполнения которого необходимо заготовить две карточки, на одной будет изображен хорошо знакомый ребенку предмет, а на второй картинке изобразите тот же предмет, но без одного элемента. Необходимо дать ребенку полминуты для запоминания изображения на первой картинке, а после этого поменять карточки и попросит малыша найти недостающий элемент.
Для развития тактильной памяти поможет такая игра как «Узнай предмет».
Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.
Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
Развитию тактильной памяти детей способствует такое упражнение, как завязывание морских узлов.
Двигательную память детей помогут различные подвижные игры, например, игра «Делай, как я».
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Упражнение для тренировки двигательной памяти.
Данное упражнение можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Потребуется один ведущий, им может стать как взрослый, так и ребенок и один участник. Участнику завязывают глаза и берут его за плечи. Далее ведущий проводит участника по комнате, или детской площадке, выполняя вместе с ним ряд не связанных между собой действий. Например, три шага вперед, прыжок, приседание. По окончанию маршрута с участника снимают повязку и просят его повторить пройденный только что маршрут с выполнением тех же движений.
Развитию образной памяти поможет игра «Опиши игрушку».
Ребёнку предлагается в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
Упражнение для развития образной памяти
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. Ребёнку даётся некоторое количество разных рисунков в таблице. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите малыша закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.
Развитию смысловой памяти поможет упражнение «10 пар».
Ребёнку зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Дети должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.
Словесно-логической памяти способствует игра «Ассоциации».
Ведущий читает слова, а ребёнок выбирает и показывает одну из картинок с которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом.
Упражнение для тренировки ассоциативной и слуховой памяти.
Это упражнение можно выполнять сразу с группой детей, давая им задания по очереди. Суть упражнения заключается в озвучивании ребенком внешнего вида, возможных действий и свойств, возникающих у ребенка с каким-либо предметом, животным, человеком и так далее.
Таким образом, игра является, пожалуй, самым эффективным средством для коррекции памяти ребёнка. Игра и игровые упражнения развивает не только память, но и другие психические процессы. В игре ребенок развивается как личность. Во время игры, малыш находится в естественной среде. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть, уровень его памяти, внимания, мышления, успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.