Елена Гришина
Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР-детский сад№223.
Памятка для педагогов и родителей.
Игры для коррекции тревожности у дошкольников.
Составитель: Е. Н. Гришина
Воспитатель.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Публикация «Памятка для педагогов и родителей, Игры для коррекции тревожности у дошкольников,» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх.
Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней
Игры на повышение самооценки.
«Копилка достижений»
Возьмите картонную коробку и оформите ее вместе с ребенком так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги или бусины, которые вы будете опускать в копилку достижений за какие – либо успехи.
А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и вместе с вами записать на этом листочке какое- то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
«Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением.
«Солнышко»
Игра проводится в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.
Все встают в круг. Каждому раздается какой - то предмет, символизирующий лучик солнца, например, атласная ленточка, цветной карандаш, цветок и т. п. В середину круга встает ребенок, которого будет греть «Солнышко».
Далее объясняется, что свой предмет (лучик солнца) можно подарить ребенку, стоящему в центре круга, только с добрыми словами, сказав о том, что тебе нравится в этом человеке. Все, стоящие в круге, по очереди говорят что- то хорошее и отдают свой «лучик».
«Закончи предложение» Игра с мячом.
Все встают в круг. Мяч в руках у ведущего. Играющим объясняются правила игры : я буду кидать вам мяч по очереди и начинать предложение, а вы должны бросить мяч обратно, назвав окончание предложения»
Например, можно ребенку бросать мяч со словами: «Я умею…», «Я научился…», «Я могу…», «Я хочу научиться…».
Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные участники игры должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
«Волшебный стул»
Один из детей садится в центр круга на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Комплимент»
Дети встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он кидает мяч кому – то из детей, стоящих в круге, и говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ должен сказать: «Спасибо». Далее передать мяч с комплиментом следующему игроку.
Важно, чтобы комплименты получили все участники игры.
Игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения.
«Снеговик» Исходное положение – свободное.
Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос и улыбку.
Вот он какой получился! – ставят ноги на ширине плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. При этом тело должно быть напряжено.
Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела: повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.
Растаял снеговик, осталась одна лужа – ложатся на пол, все мышцы расслаблены.
«Психологическая лепка»
Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что – либо вылепить. Но сначала пластилин нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка и «лепит» из него что- то. Например, какое – либо животное. Остальные участники угадывают, что это.
«Зеркало»
Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.
«Торт»
Выбирается ребенок и ложится на ковер. Это будущий торт. Остальные участники игры начинают его «готовить». Сначала просеивают муку, замешивают тесто, раскатывают, кладут изюм, обмазывают вареньем. Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он готов.
Упражнение проделывают с теми, кто захочет.
«Огонь – лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
«Волшебный мелок»
Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
После окончания игры «художник» нежными движениями «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину.
Игры на саморегуляцию.
«Кораблик»
Материал: одеяло, любимая игрушка.
Ход игры : взрослые раскачивают за углы одеяло – это кораблик. В кораблике находится «капитан»- ребенок. При словах «тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают пантомимой хорошую погоду. При слове «Буря» они начинают шуметь, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»
Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.
«Рыбаки и рыбки»
Выбирается «рыбка», остальные участники становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя таким образом «сеть». Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней.
Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.