Получи документы

«Е. Чарушин «Томка испугался». Урок литературного чтения во 2 классе перспективной начальной школы

Ирина
«Е. Чарушин «Томка испугался». Урок литературного чтения во 2 классе перспективной начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературного чтения во 2 «в» классе.

ТЕМА: Е. Чарушин «Томка испугался».

Тип: Комбинированный.

Форма: Урок - диалог.

Программа: Н. А. Чуракова «Литературное чтение» часть 2, Перспективная начальная школа

Цель: 1)Создать условия для знакомства с произведением Е. Чарушина «Томка испугался» 2)Воспитывать внимательное и бережное отношение к миру природы 3)Учить делить текст на части по смыслу

Задачи урока: Формировать умение точно характеризовать героя

Развивать мыслительную деятельность учащихся, навык беглого и правильного чтения, умение работать в группах, в парах ;

Развивать связную речь с опорой на иллюстрации ;

Темочки:

Научить делить текст на части по смыслу;

Воспитывать доброжелательное отношение к природе ;

Формируемые УУД: Личностные: анализ характеров и поступков героев, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

Познавательные: деление текста на части, вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно- следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, Применяемые формы работы: Работа в группах по карточкам, работа в парах, анализ текста учебника.

Этапы

Деятельность учителя Деятельность учеников Виды работ

I.Организационный момент. -Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Сергеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Проверим готовность к уроку: на парте у вас должны лежать: учебник, дневник и пенал с учебными принадлежностями.

-У кого все готово садимся на свои места. -проверка готовности к уроку.

-проверяют готовность у уроку

II.Актуализация знаний.

III.Целеполагание.

IV.Открытие нового.

VI.Итог урока. (Рефлексия) (Слайд 1) Девиз на урок:

-Литературное чтение– прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

– Вы учите их – они учат вас!

-Ребята, чему могут нас научить стихи, сказки, рассказы?

-А сейчас мы с вами проведем речевую разминку:(Слайд 2)

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча. (С. Михалков)

-Прочитаем все вместе.

-Кто попробует быстро прочитать скороговорку?

- Можно ли отнести слова, написанные на доске, к природе?

Лосёнок, Собака, Слониха,Ежиха, Волчата,Барсук, Тигрята, Олень?

- Прочитайте слова про себя, кто хочет прочитать эти слова вслух?

- Какое слово лишнее?

-А почему оно лишнее?

- Поднимите руки у кого из вас дома есть собаки?

- Как вы о них заботитесь?

- Сегодня на уроке, мы будем знакомиться с новым писателем и его произведением.

-Расшифруйте имя и фамилию писателя, чьё произведение мы сегодня будем читать.

-Для это прочитайте всю строку:

(Слайд 3)

Щенокбабаочкаевгенийкузнечикчарушинкошка.

-Так с каким автором мы с вами сегодня познакомимся на уроке?

(Слайд 4)

-Сегодня мы будем знакомиться с выдающимся писателем и художником Е. Чарушиным,а так же его произведением.

Доклад о Е. Чарушине (подготовленный ученик)

-Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале в городе Вятка в семье архитектора. Как и его отец Евгений Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его словам преимущественно зверей. (Слайд 5)

После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет. (Слайд 6)

Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. (Слайд 7)

- Чарушина называли художником-анималистом. Ребята, а вы знаете кто такой художник-анималист?

Художник, который рисует животных, называется анималист (слайд8).

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюп. (слайд 9) Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

-Посмотрите на некоторые его книги и на изображения животных на них. Как бы сказали о животных на рисунке? –Какими они вам кажутся?

-Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. (слайд 10)

-А теперь я предлагаю вам познакомиться с одним из произведений Е. Чарушина «Томка испугался».(Слайд 15) .Открываем учебник на странице 112.

-Предположите, о чём этот текст, по его названию?

-Посмотрите на иллюстрацию на стр 113 и опишите, каким может быть щенок по характеру?

Как щенка назвал автор?

Кого мог испугаться щенок?

Теперь нам пора познакомиться с Томкой, героем произведения Евгения Чарушина.

Первичное чтение текста. (я)

-Определите жанр данного произведения?Докажите.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Названия каких животных вы услышали?

- Кто является главным героем?

-Ребята,а как вы думаете,Томка-это щенок или это взрослая собака?

-Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий щенок, и у

писателя есть целая книга о нем.

-Кто из этих животных является персонажем произведения?

- Как вы относитесь к Томке? как меняется его настроение?

-В тексте встретились незнакомые слова, как вы их понимаете.

1. Бунчит- жужжит (глухо звучит)

2. Загрызать -укусить, ухватить зубами;

3. Посласъ корова - ела, щипала травку на лугу.

Физкультминутка А сейчас каждый из вас Томка - щенок, шаловливый и

любопытный, маленький.

Как живешь? - Как берешь?

Как идешь? - А даешь?

А бежишь? - Как малыш?

Ночью спишь? - А грозишь.

-Работаем в парах. Из перечисленных слов, подберите и подчеркните карандашом слова подходящие для Томки? Подтвердите словами из текста. (Например «Страшно стало Томке. Он близко не подошел.»)

-А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно где Томка храбрец, а где трусишка.

-За храбреца нам почитает … ?

-За трусишку почитает ….?

-Молодцы ребята.

-Теперь ответе на мои вопросы.

1. Кого испугался Томка? Почему?

2. Почему корова показалась маленькой?

3. Что захотел сделать Томка с коровой?

4. Подбежал ли Томка к корове? Почему?

5. Скажите, а как чувствует себя Томка, столкнувшись с

коровой?

6. Как автор относится к Томке?

- Прочитайте еще раз рассказ про себя и подумайте на сколько частей можно разделить этот текст?

- О чём они?

Творческое задание

Пересказ по картинкам Перескажите по картинкам сюжет рассказа, его события по порядку.

- Вспомните что такое завязка, кульминация, развязка.

Подведём итог урока.

- С каким новым автором познакомились?

- Что вы узнали о Е. Чарушине?

-Названия каких его книг вы запомнили?

- Чем интересны произведения этого писателя?

-Кому захотелось взять в библиотеке его произведения и почитать дополнительно?

-Что понравилось на уроке?

-Что показалось сложным?

-Покажите свое настроение (слайд 16)

Домашнее задание Стр. 112- 113 пересказ текста Нарисовать рисунок к рассказу

-Выставление оценок.

-Рассказы, стихи, сказки могут научить нас многому: радоваться изменениям в природе, творить хорошие дела и поступки

-читают

-собака

- Собака - это домашнее животное

-отвечают на вопросы

- Евгений Чарушин

- Евгений Иванович. Чарушин с детства любил животных, лечил их, наблюдал за ними. Его произведения наполнены любовью к природе. Эту любовь привила Чарушину мама, любившая, по его словам, всё живое. Вместе с ней мальчик ходил в лес, приносил оттуда разные интересные растения. В их доме прибывало множество птиц, зверей: одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали. Свои впечатления Чарушин переносил на полотно. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных

-

-живые веселые, добрые, юморные.

-открывают

-о том как щенок Томка чего-то испугался.

-Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный,

маленький, решительный.

-Томка

-Томка испугался корову.

-рассказ, произведение об одном событии в жизни персонажа.

-ответы детей.

-бабочки, стрекозы кузнечики, шмель, корова, воробушек, кошка.

- Главный герой - Томка. Писатель рассматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал.

-Иллюстрации показывают, что это щенок

- корова является персонажем.

-ответы детей, настроение меняется,сначала он был смелый, а в конце уже оказалось,что трусливый.

- Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный.

-предпоследний абзац. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, оглядел: Кто это такой спать мешает и тд

-Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку,а с козу выросла и тд.

-Томка испугался корову. Потому что она становилась всё больше, а он не знал этого зверя

-Потому что она была далеко

-Он хотел её загрызть.

-Нет.

Потому что она шелохнулась и он напугался.

-испугался,обиделся.

-Автор подшучивает над щенком, ведь он ещё маленький и многого не понимает.

На 2 части.

- Первая часть о том, как Томку взяли на охоту, а он заснул.

-Вторая часть о том, как Томка пытался загрызть корову.

-Завязка - начало событий рассказа.

Кульминация – самый важный, решающий момент в рассказе, его вершина

.Развязка – окончание событий.

- познакомились с Евгением Чарушиным.

-Он художник-анималист (тот кто рисует животных)

-Цапля, вольные птицы, Тюпа и Томка,на нашем дворе, медвежата,почему Тюпа не ловит птиц,болтливая сорока, детки в клетке.

-отвечают на поставленные вопросы.

- Речевая разминка.

-Знакомство с творчеством писателя.

-прослушивание доклада об авторе

-работа по учебнику

-Выявление первичного восприятия

-Работа в парах на карточке.

Выразительное чтение

Беседа по содержанию текста. (вопросно-ответная форма)

Работа с текстом.

Деление на части

Публикации по теме:

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Е. Чарушин «Томка испугался». Урок литературного чтения во 2 классе перспективной начальной школы
Опубликовано: 25 января 2025 в 23:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Е. Чарушин «Томка испугался». Урок литературного чтения во 2 классе перспективной начальной школы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина (УИ 2833711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД