Ирина
«Е. Чарушин «Томка испугался». Урок литературного чтения во 2 классе перспективной начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения во 2 «в» классе.
ТЕМА: Е. Чарушин «Томка испугался».
Тип: Комбинированный.
Форма: Урок - диалог.
Программа: Н. А. Чуракова «Литературное чтение» часть 2, Перспективная начальная школа
Цель: 1)Создать условия для знакомства с произведением Е. Чарушина «Томка испугался» 2)Воспитывать внимательное и бережное отношение к миру природы 3)Учить делить текст на части по смыслу
Задачи урока: Формировать умение точно характеризовать героя
Развивать мыслительную деятельность учащихся, навык беглого и правильного чтения, умение работать в группах, в парах ;
Развивать связную речь с опорой на иллюстрации ;
Темочки:
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Научить делить текст на части по смыслу;
Воспитывать доброжелательное отношение к природе ;
Формируемые УУД: Личностные: анализ характеров и поступков героев, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
Познавательные: деление текста на части, вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно- следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, Применяемые формы работы: Работа в группах по карточкам, работа в парах, анализ текста учебника.
Этапы
Деятельность учителя Деятельность учеников Виды работ
I.Организационный момент. -Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Сергеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
-Проверим готовность к уроку: на парте у вас должны лежать: учебник, дневник и пенал с учебными принадлежностями.
-У кого все готово садимся на свои места. -проверка готовности к уроку.
-проверяют готовность у уроку
II.Актуализация знаний.
III.Целеполагание.
IV.Открытие нового.
VI.Итог урока. (Рефлексия) (Слайд 1) Девиз на урок:
-Литературное чтение– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
– Вы учите их – они учат вас!
-Ребята, чему могут нас научить стихи, сказки, рассказы?
-А сейчас мы с вами проведем речевую разминку:(Слайд 2)
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча. (С. Михалков)
-Прочитаем все вместе.
-Кто попробует быстро прочитать скороговорку?
- Можно ли отнести слова, написанные на доске, к природе?
Лосёнок, Собака, Слониха,Ежиха, Волчата,Барсук, Тигрята, Олень?
- Прочитайте слова про себя, кто хочет прочитать эти слова вслух?
- Какое слово лишнее?
-А почему оно лишнее?
- Поднимите руки у кого из вас дома есть собаки?
- Как вы о них заботитесь?
- Сегодня на уроке, мы будем знакомиться с новым писателем и его произведением.
-Расшифруйте имя и фамилию писателя, чьё произведение мы сегодня будем читать.
-Для это прочитайте всю строку:
(Слайд 3)
Щенокбабаочкаевгенийкузнечикчарушинкошка.
-Так с каким автором мы с вами сегодня познакомимся на уроке?
(Слайд 4)
-Сегодня мы будем знакомиться с выдающимся писателем и художником Е. Чарушиным,а так же его произведением.
Доклад о Е. Чарушине (подготовленный ученик)
-Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале в городе Вятка в семье архитектора. Как и его отец Евгений Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его словам преимущественно зверей. (Слайд 5)
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет. (Слайд 6)
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. (Слайд 7)
- Чарушина называли художником-анималистом. Ребята, а вы знаете кто такой художник-анималист?
Художник, который рисует животных, называется анималист (слайд8).
Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюп. (слайд 9) Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!
-Посмотрите на некоторые его книги и на изображения животных на них. Как бы сказали о животных на рисунке? –Какими они вам кажутся?
-Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. (слайд 10)
-А теперь я предлагаю вам познакомиться с одним из произведений Е. Чарушина «Томка испугался».(Слайд 15) .Открываем учебник на странице 112.
-Предположите, о чём этот текст, по его названию?
-Посмотрите на иллюстрацию на стр 113 и опишите, каким может быть щенок по характеру?
Как щенка назвал автор?
Кого мог испугаться щенок?
Теперь нам пора познакомиться с Томкой, героем произведения Евгения Чарушина.
Первичное чтение текста. (я)
-Определите жанр данного произведения?Докажите.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Названия каких животных вы услышали?
- Кто является главным героем?
-Ребята,а как вы думаете,Томка-это щенок или это взрослая собака?
-Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий щенок, и у
писателя есть целая книга о нем.
-Кто из этих животных является персонажем произведения?
- Как вы относитесь к Томке? как меняется его настроение?
-В тексте встретились незнакомые слова, как вы их понимаете.
1. Бунчит- жужжит (глухо звучит)
2. Загрызать -укусить, ухватить зубами;
3. Посласъ корова - ела, щипала травку на лугу.
Физкультминутка А сейчас каждый из вас Томка - щенок, шаловливый и
любопытный, маленький.
Как живешь? - Как берешь?
Как идешь? - А даешь?
А бежишь? - Как малыш?
Ночью спишь? - А грозишь.
-Работаем в парах. Из перечисленных слов, подберите и подчеркните карандашом слова подходящие для Томки? Подтвердите словами из текста. (Например «Страшно стало Томке. Он близко не подошел.»)
-А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно где Томка храбрец, а где трусишка.
-За храбреца нам почитает … ?
-За трусишку почитает ….?
-Молодцы ребята.
-Теперь ответе на мои вопросы.
1. Кого испугался Томка? Почему?
2. Почему корова показалась маленькой?
3. Что захотел сделать Томка с коровой?
4. Подбежал ли Томка к корове? Почему?
5. Скажите, а как чувствует себя Томка, столкнувшись с
коровой?
6. Как автор относится к Томке?
- Прочитайте еще раз рассказ про себя и подумайте на сколько частей можно разделить этот текст?
- О чём они?
Творческое задание
Пересказ по картинкам Перескажите по картинкам сюжет рассказа, его события по порядку.
- Вспомните что такое завязка, кульминация, развязка.
Подведём итог урока.
- С каким новым автором познакомились?
- Что вы узнали о Е. Чарушине?
-Названия каких его книг вы запомнили?
- Чем интересны произведения этого писателя?
-Кому захотелось взять в библиотеке его произведения и почитать дополнительно?
-Что понравилось на уроке?
-Что показалось сложным?
-Покажите свое настроение (слайд 16)
Домашнее задание Стр. 112- 113 пересказ текста Нарисовать рисунок к рассказу
-Выставление оценок.
-Рассказы, стихи, сказки могут научить нас многому: радоваться изменениям в природе, творить хорошие дела и поступки
-читают
-собака
- Собака - это домашнее животное
-отвечают на вопросы
- Евгений Чарушин
- Евгений Иванович. Чарушин с детства любил животных, лечил их, наблюдал за ними. Его произведения наполнены любовью к природе. Эту любовь привила Чарушину мама, любившая, по его словам, всё живое. Вместе с ней мальчик ходил в лес, приносил оттуда разные интересные растения. В их доме прибывало множество птиц, зверей: одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали. Свои впечатления Чарушин переносил на полотно. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных
-
-живые веселые, добрые, юморные.
-открывают
-о том как щенок Томка чего-то испугался.
-Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный,
маленький, решительный.
-Томка
-Томка испугался корову.
-рассказ, произведение об одном событии в жизни персонажа.
-ответы детей.
-бабочки, стрекозы кузнечики, шмель, корова, воробушек, кошка.
- Главный герой - Томка. Писатель рассматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал.
-Иллюстрации показывают, что это щенок
- корова является персонажем.
-ответы детей, настроение меняется,сначала он был смелый, а в конце уже оказалось,что трусливый.
- Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный.
-предпоследний абзац. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, оглядел: Кто это такой спать мешает и тд
-Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку,а с козу выросла и тд.
-Томка испугался корову. Потому что она становилась всё больше, а он не знал этого зверя
-Потому что она была далеко
-Он хотел её загрызть.
-Нет.
Потому что она шелохнулась и он напугался.
-испугался,обиделся.
-Автор подшучивает над щенком, ведь он ещё маленький и многого не понимает.
На 2 части.
- Первая часть о том, как Томку взяли на охоту, а он заснул.
-Вторая часть о том, как Томка пытался загрызть корову.
-Завязка - начало событий рассказа.
Кульминация – самый важный, решающий момент в рассказе, его вершина
.Развязка – окончание событий.
- познакомились с Евгением Чарушиным.
-Он художник-анималист (тот кто рисует животных)
-Цапля, вольные птицы, Тюпа и Томка,на нашем дворе, медвежата,почему Тюпа не ловит птиц,болтливая сорока, детки в клетке.
-отвечают на поставленные вопросы.
- Речевая разминка.
-Знакомство с творчеством писателя.
-прослушивание доклада об авторе
-работа по учебнику
-Выявление первичного восприятия
-Работа в парах на карточке.
Выразительное чтение
Беседа по содержанию текста. (вопросно-ответная форма)
Работа с текстом.
Деление на части