Тамара Еремеева
Конспект занятия по ознакомлению детей со старинным бытом и укладом на Руси в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим на тему: «Ознакомление детей со старинным бытом и укладом на Руси» в подготовительной группе
Тамара Еремеева
Ознакомление детей со старинным бытом и укладом на Руси в подготовительной группе
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей со старинным бытом и укладом на Руси в подготовительной группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: приобщать детей к истокам народной культуры, изучение быта русского народа, познакомить с пословицами и поговорками, понимать их смысл и значение через ознакомление с предметами быта.
Предварительная работа: беседа о старине, русском быте, рассматривание домашней утвари на иллюстрациях, картинах, заучивание пословиц, поговорок.
Словарная работа: русская печь, ухват, кочерга, шесток, заслонка, лежанка, чугунок, веретено, кудель.
Ход занятия:
Дети стучатся в дверь русской избы, их встречает хозяйка:
Ой! Радость-то какая – гости в доме!
У меня как раз в печи блинчики горячи,
Угощу я вас сейчас чаем с самовара,
А зовут меня, ребятки, бабушка Варвара.
Бабушка Варвара обнимает каждого ребенка, приглашает в избу:
Не стесняйтесь, проходите,
Горницу мою смотрите,
У меня хоть не богато,
Но порядочек кругом,
Этим славен каждый дом
Мебель, может, не мудрёна,
Но какая в ней резьба!
Кто из вас, ребята скажет,
Чем еще красна изба?
Дети: красна изба пирогами!
Бабушка: правильно, а где пекут пироги?
Дети: в печи!
Бабушка: правильно, без печи не испечь калачи, о печи много пословиц и поговорок народ придумал. Может, кто из вас знает их?
Дети:1. На печи всегда красное лето;
2. Пирог в зубы, да на печку в угол;
3. На печи заседать, хлеба не видать;
4. На печи не храбрись, а в поле не трусь;
5. С печи до порога дальняя дорога.
Бабушка: ну, молодцы! В старые – времена печь пол избы занимала, она не только кормила, но и косточки грела, хворь лечила.
Ребята, назовите сказки, в которых упоминается печка?
Дети: «Колобок», «Жихарка», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению».
Бабушка: Как печка помогла героям из этих сказок?
Рассказы детей.
Бабушка: Молодцы, ребята, вижу, все сказки вы знаете. А теперь давайте на печь поглядим: вот эта часть печи называется чело, а это шесток, отсюда и пошла поговорка: каждый сверчок, знай свой шесток; это заслонка, вот труба, здесь поддувало, рядом с печью кочерга, да ухват стоят, а с ними сковородник. Вот гусиное перо – пироги смазывать, чтобы не пригорали, это лопатка - пироги в печь «сажать», вот прихватки – чугунки «снимать», это веник – голик, а это дедушкины катанки у печи пригрелись.
Затем бабушка обращает внимание на стол, говорит, что раньше стол всегда на середину избы ставили, отсюда и слово «столица» пошло, что означает середина государства. Дети называют посуду, которая стоит на столе (самовар, крынки, миски, чашки, блюдца). После дети рассматривают кровать, её красивое убранство: кисею, ручные кружева, лоскутное яркое одеяло, плетеные коврики и др.
Бабушка: ну что, нравится вам моя изба?
Дети: Да!
Бабушка: а еще говорят: дом без игры и песен, скучен, не весел. Любите ли вы играть?
Дети: да!
Игра «Галя по садочку ходила»
Игра «Бабушкин сундучок с сюрпризом»
Бабушка: вижу, веселые, да дружные вы ребята, за это хочу порадовать вас:
У меня есть сундучок, да закрыт он на крючок,
Чтобы ключик подобрать, нужно поговорки знать!
А поговорки о дружбе, о друге, знаете ли вы такие?
Дети: Да!
Бабушка: В сундучке вас ждет подарок! Но до сундучка ни легко дойти - скажете пословицу, сделаете шаг вперед вон до того платочка, назовете предмет, что под платочком находится, из чего сделан, где применяется (или применялся, тогда следующая пословица и еще один шаг и так до сундучка.
На пути до сундучка расставить 5 -6 старинных предметов, прикрытыми платочками: веретено, туесок, лапти, деревянные ложки, прихватки …
Бабушка: Итак, начинаем!
Дети:1. Друг за друга держаться, ничего не бояться;
2. Друг – ценный клад, ему каждый рад;
3. Друга ищи, а найдешь – береги;
4. Друга за деньги не купишь;
5. Друга иметь, себя не жалеть;
6. Старый друг, лучше новых двух.
Дети рассказывают о каждом старинным предмете, обнаруженном под платочком, бабушка поправляет или дополняет их рассказы.
Дети добираются до сундучка, бабушка достает сюрприз – конфеты, приглашает за стол, угощает блинами и чаем из самовара.
Итоговая беседа на следующем занятии.