МААМ-картинки

Конспект занятия «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

Ирина Аввакумова
Конспект занятия «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»
▼ Скачать +Заказ

«Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

Автор: старший воспитатель высшей квалификационной категории Аввакумова Ирина Николаевна, МДОУ - детский сад №55 г. Саратов.

Программное содержание

- Познакомить детей с жилищем русского человека - избой, с тем, как её строили; познакомить детей с элементами быта наших предков; вызвать интерес к русским традициям; помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с традициями и бытом русского народа“» размещена в разделах

Словарь: помочь, рубить избу, горница, сундук, полати.

Материал к занятию : Кукла «Трофим Трофимыч», Макет «Изба», запись музыки П. И. Чайковского.

Ход занятия

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Дети, сегодня мы с вами пойдём в гости к тётушке Алёне. А живёт тётушка Алёна за лесом, поэтому наш путь лежит через лес, который мы с вами придумаем. Сделать нам это поможет музыка великого русского композитора П. И. Чайковского. Закройте глаза, вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе осенний лес, каким вы его

знаете. (Слушание музыки 2-3 минуты, после чего громкость музыки убавляется)

Воспитатель: Я вижу в лесу много деревьев и кустарников, здесь бродит много разных зверей, все они занимаются своими делами. Вижу птиц, грибы, орехи, ягоды.

А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу. (Деревья 2-3-4 видов, животные леса 5-6 видов, птицы 2-3 видов, грибы, орехи, ягоды. В случае затруднения детей воспитатель помогает им, предъявляет предметные картинки-подсказки с изображением флоры, фауны). А вот и изба тётушки Алёны!

Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской стороне! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли». Тётушка Алёна увидела нас, обрадовалась.

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут. Ну, вот как славно и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т. п.)

- Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Т. е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.

1. А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете? ( подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, т. е. прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).

2. Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу.

Традиция помогать друг другу называлась помочь. Давайте все вместе произнесём это новое слово «помочь». И пословицы народ сложил : «Ум хорошо, а два лучше», «Другому сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».

- В старые времена дома на любом месте не строили. Но где же нам найти такого помощника да рассказчика, который помог нам о старине услышать? Слышите стук?

Появляется кукла бибабо, знакомится с детьми, говорит своё имя - Трофим Трофимыч, называет свой возраст - 1000лет. За плечами у него мешок. Мешок тот не простой, в нём хранятся рассказы о старине. Трофим Трофимыч предлагает детям рассмотреть содержимое мешка. В нём дети находят 3 маленькие булочки. С их помощью дети смогут узнать много удивительных историй.

Дети рассаживаются, и домовой начинает рассказывать свой рассказ - «О том, как в старину место для дома выбирали» (педагог манипулирует куклой и ведёт рассказ).

1. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми.

2. У меня в мешке, - говорит домовой, - три маленьких хлеба. Оказывается, в старину с их помощью выбирали место для строительства дома. Приглядели хозяева площадку, где можно дом ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекли. Поутру с ними на место вышли. Два хлеба за пазуху положили: один - с правой стороны, другой - с левой, а третий хлеб - прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их на землю бросали. Коль упали хлеба кормами кверху, можно дом строить, а уж если нет, то не обессудь — ищи другое место для избы.

Пантомима «Строим избу»

И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называет горницей. Постарайтесь запомнить это слово. (2-3 ребёнка повторяют) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы детей). А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, Да, печь и накормит, и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы) А ещё, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Простудятся и т. п.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.

А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках). А в некоторых избах делали полати - это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? Самый главный в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.

А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам -уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

Вот, дети, какой русский народ : доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово, родителе почитает (почитает - что это обозначит, в помочи никому не отказывает (помочь - что это) и весёлый. А как праздник придёт - веселились от души. Подводятся итоги занятия.

Публикации по теме:

«Масленица-блиноедка». Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе Муниципальное Беджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Бакчарский детский сад №2 Проектная деятельность по ознакомлению.

Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа»Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа» Открытое занятие «Русская матрёшка и традиции русского народа» Задачи: Дать представления о том, что как народные мастера изготавливают.

Конспект интегрированного занятия «Поверья русского народа» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с традициями, обычаями, бытом родного края в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями, обычаями, бытом родного края. Воспитатель.

Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси» Тема «Мой край родной» Цель: создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом,.

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа СЕНТЯБРЬ 1. Кто мы, откуда? 1. Моя семья, мои близкие родственники. 2. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько.

Презентация «Диковинки из сундука». Знакомство детей старшего дошкольного возраста с бытом русского народа Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих.

Фотоотчет «Знакомство с традициями русского народа»Фотоотчет «Знакомство с традициями русского народа» Русский народ-коренные жители России, православные христиане. Очень важны культура и традиции нации. Одной из отличительных черт русского.

Конспект занятия «Традиции русского народа»Конспект занятия «Традиции русского народа» Традиции русского народа (из опыта работы) Русские народные традиции; одна из составных частей культурного наследия русского народа. К.

Знакомство детей с бытом русского народа. ОД «Внутренний мир русской избы» (старший дошкольный возраст) Знакомство детей с бытом русского народа. ОД: «Внутренний мир русской избы» (старший возраст) Разработчик: Стерликова А. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 15:24
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аввакумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД