Ломакина Вера
Конспект занятия в старшей группе «Быт Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Быт Древней Руси»
Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.
Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, т. д.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Быт Древней Руси“» размещена в разделах
Воспитательные:Воспитывать любовь и уважение к народным традициям,истокам русской культуры. Приобщать к культуре своего народа.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: Предметы русского быта: сундук, прялка, скатерть кружевная, старинная посуда, ложки деревянные, чугунок, ноутбук,записи музыкальных произведений.
Содержание организованной деятельности:
1. Организационный момент:
(Звучит музыка, в группу заходят дети, встают в кружок)
Воспитатель: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой выживёте?
Дети:Россия. Основная часть.
Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.
НастяЛомакина:Русь деревянная- края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
(Дети садятся на лавочку)
Воспитатель:
Приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю.
Воспитатель: А вы знаете, почему Русь деревянной называли?
Дети: Всё строили из дерева.
Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен.
Такие дома называли избами. И всё -то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки.
Или как раньше говорили на куты. А как вы думаете, что главное в деревенской избе? Но прежде чем вы ответите, послушайте загадку:
НикитаЧекашкин:
Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала. (Печь.)
Воспитатель:
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по- чёрному. Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы в которых топились печи по- чёрному назывались «курные» или «черные», из-за копоти от дыма, и такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.
Воспитатель:Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети:В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель:
В русской избе были предметы- помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.
Нина Кулагина:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…
(Самовар)
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.
Валя Чичева:
Пословица: С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее.
Марина Канайкина:
Что хозяйка в печку ставит?
Кто из вас ребята знает? (Чугунок)
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?
Коля Рудяев:
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людямотдает, А сам на отдых идёт. (Ухват)
Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?
Катя Ниязова:
Дедко коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил
А разбился-
Под плетнём очутился.
(Горшок)
Соня Чекашкина:
Пословица: Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда.
В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды.
Воспитатель: Следующий предмет- помощник:
Максим Петайкин:
Всех кормлю, а сама безротая.
(Ложка)
МаксимПетайкин:
Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок,каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.
А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.
(Играет музыка «Ах, вы сени мои сени. Двое мальчиков играют на ложках.)
3. Физминутка.
Дети встают на ноги и приплясывают.
Дети хлопают артистам.
Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу- нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Полина Анасьева:
Чем больше я верчусь,
Тем, тем больше я толстею.
(Веретено)
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой,
Деткам пряжу отдает
(Прялка)
Воспитатель:Дети, а в старину ещё были сундуки. Сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что это за место в избе?Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница- полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. А какие предметы находились в красном углу?
Дети: стол, лавки.
Воспитатель:
За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.
А ещё в старину был обычай :
переезжать в новые дома в определенный день. 14 сентября, в Семенов день, праздновали новоселья. Созывал гостей на праздник сам хозяин. Сценка (показ обычая)
Выходит Вова Кечин зазывает гостей:
Милости просим: «Гости дорогие, заходите в избу!»
На пороге появляется Настя Ломакина с кошкой:
Настя Ломакина: «Вот тебе хозяин мохнатый зверь на богатый двор!»-садит кошку под стол. Иди найди себе теплое место.
Воспитатель: Теперь ты матушка переступи порог. (Хозяйка метет веником и читает стих) :
Домового приглашаем
Нашей кашей угощаем,
Чтобы дом наш охранял,
Наше счастье умножал.
Вот тебе дедушка-соседушка
Пристанище из нашего старого дома.
(Ставит веник возле печки.)
Затем заходят Алё на с Полиной:
Алё на: Это вам на добро в новом доме. Проносят хлеб на рушнике ставят на стол.
(затем все присаживаются на лавочку).
Родители присылали молодой семье корову и коня. Гостей было принято встречать с поклоном и ласковыми словами. Все званные гости сходились в новую избу к обеду, пиршество заканчивалось к вечеру с большими проводами гостей.
Воспитатель:
Ну вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. А хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова. Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня- ухват….
(Ребята называют по очереди старинные слова)
4. Рефлексия:
Что нового узнали о быте крестьян на Руси?
Что вам показалось трудным в крестьянской жизни?
Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси.