Лариса Каткова
Конспект занятия в подготовительной группе «Святые заступники Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Святые заступники Руси»
Подготовил воспитатель МБДОУ детский сад №104 «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Цель: формировать представления детей о героических защитниках русской земли, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Задачи образовательных областей:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Святые заступники Руси“» размещена в разделах
ОО «Социально - коммуникативное развитие» - способствовать становлению сознания, понимания ценности жизни, развитию положительного отношения к себе и другим; развивать способность к сопереживанию, эмоциональному отклику на прекрасное в искусстве.
ОО «Познавательное развитие» - развивать интерес к познанию окружающей действительности; формировать познавательные действия, содействовать становлению сознания; расширять представления о героическом прошлом своих предков.
ОО «Речевое развитие» - совершенствовать навыки устной речи; развивать понимание на слух текстов различных жанров литературы: былины, сказки, стихи.
ОО «Физическое развитие» - накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Материалы и оборудования: запись музыки М. Мусоргского " БОГАТЫРСКИЕ ВОРОТА", иллюстрации картины В. М. Васнецова " ТРИ БОГАТЫРЯ", картинки с изображением Александра Невского и Федора Ушакова, картинки с изображением оружия, раскраски.
Предварительная работа: чтение былин о богатырях; рассматривание картины В. М. Васнецова " Три богатыря ".
1 ЧАСТЬ: звучит музыка (на экране картина природы). Воспитатель читает стихотворение:
Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!
(Е. Серова)
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, о чем говориться в этом стихотворении?
ДЕТИ: о родине, о родных краях.
ВОСПИТАТЕЛЬ: как называется страна, в которой мы живём?
ДЕТИ: Россия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Россия - наша Родина, наше отечество. Родиной мы зовём потому, что в ней родились, в ней говорим на родном языке. Россия огромная, великая, могучая страна.
А вы знаете, как называлась наша страна в древности?
ДЕТИ: Русь.
Русь моя многострадальная.
Сколько бед уж на твоем веку.
И судьба твоя исповедальная
Не уместится в одну строку.
Сколько лет враги твои пытались
Подчинить тебя, сломить огнем.
Но ни с чем, по-прежнему, остались
Покарал их Бог своим мечом!
ВОСПИТАТЕЛЬ: в стародавние времена, на месте наших городов и деревень, где мы сейчас живём, росли непроходимые леса, полные зверей и птиц. И жили люди- русичи, на земле, которую называли Русью. Их соседи часто совершали набеги на славян, грабили и поджигали их дома, забирали в плен людей. Нашу землю защищали от врагов только очень смелые и сильные люди.
Одним из таких людей был Александр Невский (картинки). Он правил Великим Новгородом, одним из княжеств Руси, в тяжёлое для страны время. С востока надвигались полчища ордынцев, с запада — рыцари-крестоносцы. Будучи храбрым воином, он давал решительный отпор врагам. Князь одержал победу в битве со шведами на реке Неве, за что его называют Невским. Позже разгромил рыцарей на Чудском озере. Эта битва известна как Ледовое побоище (картинки). Западные рубежи Отечества были защищены, но с востока угрожали вторжением татаро- монголы. Нужно было избежать сражения. И здесь Александр проявил себя как мудрый политик. Он приезжал в Орду и вёл переговоры. В конце жизни князь принял монашество.
Еще одним защитником был Святой воин Феодор. С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. За тем посту пил на службу во флот, что принесло России множество побед (картинки). «Благодаря Богу», — как любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских сражениях, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей не был взят в плен. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Годы свои праведный воин окончил в деревне возле Санаксарского монастыря, которому постоянно оказывал благотворительную помощь, и там же был погребён.
Людей, которые защищали нашу родину от врага, на Руси называли богатырями, они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырей:
не родом богатырь славен, а подвигом.
кто смел, тот на коня сел.
лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
Физкультминутка.
«За высокими горами (поднимают руки вверх)
За широкими долами (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри (идут друг за другом по кругу)
Очень сильные (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
зоркие (приставляют руки к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили (руки вверх, кричат «ура»)
2 ЧАСТЬ : звучит запись Мусоргского «богатырские ворота (тихо) на экране появляется картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте вспомним как называется картина?
ДЕТИ: Три богатыря. (дети называет богатырей— Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. это русские богатыри. Они смотрят вдаль видать ли врагов. Они стоят на защите земли русской. А как одеты богатыри?
ДЕТИ: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему они одевали кольчугу?
ДЕТИ: Защита от копий, мечей и стрел.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что надето на голову?
ДЕТИ: Шлем. Защита головы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще какие доспехи есть у богатырей?
ДЕТИ: У Ильи Муромца – копье и булава. У Добрыни Никитича – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, отгадайте загадки про оружие и доспехи богатырей.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им
Легко было голову с плеч…Ну что догадались? Конечно же … (меч)
(показ картинок с изображением доспехов богатырей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: защитники- богатыри не жалели своей жизни. Они были храбрыми, мужественными, и любили свою родину. Они жили очень давно, много веков назад. Но защищать свою страну нужно всегда. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучие и процветание нашей родины - России.
Героями не рождаются, ими становятся, воспитывая в себе силу воли, учась побеждать самого себя, делать добрые дела ради других людей, Отечества. Благодаря таким людям земля Русская ширилась и богатела. А мудрый русский народ почитает их как святых. Сегодня мы ещё раз вспомнили героев земли русской, которыми гордятся многие поколения нашей страны.
В конце занятия воспитатель предлагает детям раскраски с изображением защитников- богатырей, для последующего оформления выставки «Святые защитники Руси».