Петухова Вера Викторовна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Занятия мужчин и женщин в Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»»
г. Переславль-Залесский
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Занятия мужчин и женщин в древней Руси»
Воспитатель: Петухова В. В.
Задачи:
Формировать у детей обобщенные знания о занятиях мужчин и женщин в древней Руси.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Занятия мужчин и женщин в Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.
Развивать связанную речь, обогащать словарный запас.
Развивать внимание, память, логическое мышление
Материалы: дидактический иллюстративный наглядный материал Музыкальный репертуар: русская народная песня «Оседлаю коня»
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, практический метод.
Ход нод
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вас окружает? Много разных игрушек, книг, вещей. А какие предметы вас окружают дома? (Дети называют разные предметы быта, мебель и т. д.) Если мы с вами выйдем на улицу, мы увидим (дети заканчивают предложение: красивые здания, магазины, больницы, автомобили и т. д.)
Воспитатель: Мы сегодня совершим путешествие в прошлое? На чём люди могли передвигаться в древней Руси?
Отправляемся в путешествие (звучит русская народная песня «Оседлаю коня», дети встают в круг друг за другом и имитируют движения всадника).
Воспитатель: Мы оказались с вами в одном из старых русских поселений. (Декорации деревни: изба, плетень, старинные предметы быта: прялка, сито, чугунок, самовар, свеча)
-Ребята, подумайте и скажите, как жили раньше люди без электричества?
-Как обходились без магазинов?
-Как передвигались, на дальние расстояния и перевозили грузы?
-В какие игрушки играли дети?
(выслушиваем ответы детей)
Воспитатель: Я хочу предложить вам поиграть в игру и отгадать, чем занимались мужчины и женщины в древней Руси? (На доске висят схемы. Если дети называют занятия мужчин и женщин правильно, воспитатель размещает карточки в окошечках, дополняя ответы детей)
Мужчины зимой и летом охотились, ловили рыбу, ухаживали за скотиной (крупный рогатый скот, лошади, козы, овцы). Летом пасли животных, запасали сено и корма на зиму для животных, заготавливали дрова. Весной пахали, сеяли, осенью убирали урожай.
Зимой плели лапти, занимались резьбой по дереву, занимались и гончарным делом. Из глины изготавливали различную посуду, изделия для бытовых нужд, украшения. Глиняная посуда была очень популярна в Древней Руси. А само гончарное дело до сих пор живет, и в наши дни тоже изделия из глины пользуются популярностью.
Женщины ухаживали за детками круглый год, при чем семьи были большие, до 15 детей в семье, готовили пищу для всей семьи, летом пололи, окучивали, доили коров, ходили в лес по грибы, по ягоды, заготавливали целебные травы.
Зимой женщины пряли пряжу, вязали носки, варежки, ткали полотно для одежды, шили, вышивали.
Дети ходили в лес за грибами, ягодами, за медом диких пчел и помогали родителям во всех делах. Женщины занимались собирательством, собирали корешки, травы, ягоды. Девочки пряли и помогали мамам. Мальчики перенимали навыки у отцов.
Воспитатель: В древней Руси люди не только работали. Вечерами народ собирался вокруг костра, пели песни, рассказывали сказки и играли в русские народные игры. Давайте и мы поиграем в Русскую народную игру «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Воспитатель: Немного поиграли, а теперь я хочу проверить, как вы запомнили занятия людей в древней Руси. (Воспитатель предлагает детям заполнить таблицы схематичными карточками без подсказок). Дети по одному выставляют карточку, рассказывая о жизни людей в древней Руси.
Какие вы молодцы! За правильные ответы люди из прошлого прислали нам… трон. Что мы будем с ним делать? Ну конечно же, играть! Давайте поиграем в игру «Царь и работники».
Выбирается Царь. Игроки отходят, договариваются о том, что будут показывать (имитация какой-либо работы).
Подходят к трону Царя и говорят:
Игроки: - Царь, прими нас на работу.
Царь: - А что вы умеете делать?
Игроки: - Что мы видели, не скажем,
А что делали - покажем.
Дружно имитируют одинаковое действие. Царь угадывает, бежит за игроками, осаливает и ведет к себе в работники.
Воспитатель: Наше небольшое путешествие в прошлое подошло к концу.
Что интересного узнали о жизни людей в древней Руси? Чем бы вы занимались, если бы жили в то время?