МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества» (9 фото)

Раиса Федотова
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина.

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»

В предлагаемом опыте решаются следующие проблемы:

- разработка системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой мордовского русского народа;

- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- разработка цикла практических занятий с детьми;

Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества“» размещена в разделах

- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности (художественно-продуктивная, музыкальная деятельность);

- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, праздники, экскурсии и т. д.).

Фото «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»

Решаются следующие задачи:

- научить детей играть в мордовские русские игры;

- помочь ребёнку использовать в активной речи мордовский русский фольклор;

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

- осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;

- познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

- знать историю мордовского, русского, татарского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;

- уметь различать изделия разных народных промыслов;

- создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи;

- зажечь в ребёнке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Используются следующие формы, методы и приё мы работы:

-музыкальные занятия;

- комбинированные занятия;

- физкультурные занятия;

- развлечения;

- экскурсии, наблюдения;

- народные подвижные игры;

- кукольный театр;

- драматизация;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

- посещение музеев;

- работа с семьёй.

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Возникает необходимость в перспективном плане деятельности, блоках по специально организованным занятиям, совместной деятельности воспитателя с детьми и работа с семьёй.

Одновременно с этим ставится задача – создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, собираются предметы старинного мордовского, русского, татарского быта и воссоздаётся обстановка русской избы.

Освободив помещение в детском учреждении, сложили в нем деревянный сруб, воссоздали имитацию печи. Сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окна сшили занавески и украсили их народной вышивкой. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, кадка, расшитые полотенца, прялка, мордовский костюм. Все эти вещи бережно хранили местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в этой избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Для того чтобы показать, как можно применять мордовские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия музыкальных, комбинированных, физкультурных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия-рассказа, занятия-беседы, занятия-сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой. Ребёнок становясь активным субъектом музыкально-творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на мордовских русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории. Далее продолжается знакомство с другими народными инструментами, такими как домра, дудка, балалайка. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.

Консультация для воспитателей - фото

В «мордовско-русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, поставец, бочонок, деревянные ложки, кружки. Знакомство детей с мордовско-русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву, отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями мордовск-русского народа, ознакомление с мордовско-русским народным костюмом, его элементами – все это происходит на комбинированных занятиях.

Фото №1 Одним из приоритетных направлений регионально образовательной политики является воспитание гражданина

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходят со «звездой» - славят Христа, поздравляют соседей калядной песней, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц, обращаясь к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходят по полям в Троицын день с пением песни о колоске. Сценарии обрядовых праздников и развлечений посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов.

Фото №2 Используются следующие формы

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

В мордовско-русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Фото №3 Возникает необходимость в перспективном плане деятельности блоках по специально организованным занятиям совместной деятельности воспитателя с детьми и работа с семьёй

Для знакомства детей с мордовско-русским народным театром в «театральной комнате» собрано всё необходимое для драматизации мордовско-русских народных сказок, для кукольного театра. Какая радость для детей – быть персонажами сказок, «варить кашу» в чугунке, «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и «свадьбу играть»!

Важно применять мордовско-русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, которые используются в работе с детьми.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитания гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьёй.

Работа с родителями организуется по двум направлениям:

- сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;

- заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.

Объединяя усилия педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели – «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры» - организуются серия консультаций для родителей; затем – семейный клуб «Сударушка», его встречи проходят в нашей избе, двери которой открыты весь вечер. Дети сами встречают родителей, проводят их к самовару, а Хозяйка ко всем обращается с приветливыми словами.

Такие, уже ставшие традиционными, посиделки проходят ежемесячно, причем на них приглашаются все желающие. В клубе отмечаются многие народные праздники: «Зимние святки», «Маслена – блиноеда», «Встреча весны», «Троица» и другие. На таких встечая обязательно присутствуют дети, наряженные в живописные народные костюмы, созданные руками родителей.

Фото №4 Одновременно с этим ставится задача создать развивающую среду по обозначенной теме

Следующая встреча не менее интересна: выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором (песенками, колядками, закличками, колыбельными, частушками).

Итогом всей работы становится выпуск номера стенгазеты, например: «Как я встретил Рождество», где каждая семья заполняет отведенную ей страничку. Здесь и рисунки детей и взрослых, и фотоиллюстрации, и мини-рассказы, поделки, элементы костюмов.

Повторное анкетирование родителей в конце года показывает, что поставленные задачи с успехом выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

- в отличие от своих сверстников, дети данной группы знают об истории и культуре мордовско-русского народа гораздо больше;

- они умеют играть и объяснять правила мордовско-русских народных игр – «Салки», «Городки», «Горшки» и др. ;

- дети используют в активной речи мордовско-русский фольклор: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки и др. ;

- умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания, легенды и др.);

- понимают содержание прочитанного большого по объему литературного произведения;

- делают самостоятельные выводы о том или ином произведении;

- отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;

- умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

- дошкольники с большим удовольствием принимают активное участие в проведении народных праздников;

- ребята знакомы с былинами, умеют узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства;

- дети знакомы с историей мордовско-русского костюма и его элементами, могут объяснить значение украшения костюма;

- умеют различать изделия разных народных промыслов;

Для знакомства с истоками русского народного творчества в дошкольном учреждении создается база:

- уголок быта со множеством предметов – образцов, экспонатов народно-прикладного искусства;

- обширный наглядный материал, представленный набором открыток, иллюстраций, схем, альбомов с изображением мордовских костюмов и его элементов, предметов русского быта, образцами мордовско-русских народных художественных промыслов;

- библиотечка мордовско-русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, песенок, закличек, потешек;

- набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки и др. ;

- проигрыватель, магнитофон;

- фонотека, в которую входят: народная музыка, сказки, песни и т. д. ; записи звучания народных инструментов;

- методическом кабинете – более полный подбор, чем в уголке быта, подбор необходимого материала, используемого в работе по данной теме.

Разработаны:

- картотека мордовско-русских народных игр;

- методические рекомендации по всем направлениям работы;

- перспективное планирование;

- конспекты занятий;

Фото №5 Первые шаги в этом направлении показывают как велик интерес детей к народной культуре Фото №6 Им интересно увидеть в действии прялку покачать в зыбке куклу Машу самим растолочь в ступе зерно

Данный опыт может представлять интерес для воспитателей, увлеченных истоками мордовской, русской, татарской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

«Моя знакомая улица» (Ознакомление детей старшего возраста с историей и культурой родного города …)«Моя знакомая улица» (Ознакомление детей старшего возраста с историей и культурой родного города …) Цель: Знакомить с историей и культурой родного города детей старшего возраста. Задачи: Обучающая. Обобщить знания об одной из старинных.

«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли» «Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли» Работая в составе рабочей группы МБДОУ, по теме: «Ознакомление.

Ознакомление старших дошкольников с историей развития видов спорта и Олимпийских игрОзнакомление старших дошкольников с историей развития видов спорта и Олимпийских игр Методическая разработка. Пояснительная записка. Новые ФГОС, к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, выделяют ряд.

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой терских казаков «Путешествие в далекое прошлое» Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и.

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников с историей и культурой России Конспект занятия «Человек без родины – что соловей без песни» Программное содержание: Расширять представления детей о России как стране,.

Организация развивающей среды в работе по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт-Петербурга. Для достижения поставленных перед нами задач по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт - Петербурга в нашей группе были.

Ознакомление дошкольников с культурой и традициями башкирского народа В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Адыгеи. Сегодня мы познакомимся с нашей республикой. Республика наша называется Адыгея. Наша республика была образована 24 года назад. Каждый год.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа) Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа, средней продолжительности, информационно-творческий) Автор:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»
Опубликовано: 15 сентября 2015 в 14:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Федотова (УИ 288263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД