Раиса Федотова
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина.
В предлагаемом опыте решаются следующие проблемы:
- разработка системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой мордовского русского народа;
- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- разработка цикла практических занятий с детьми;
Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности (художественно-продуктивная, музыкальная деятельность);
- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, праздники, экскурсии и т. д.).
Решаются следующие задачи:
- научить детей играть в мордовские русские игры;
- помочь ребёнку использовать в активной речи мордовский русский фольклор;
- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;
- познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- знать историю мордовского, русского, татарского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;
- уметь различать изделия разных народных промыслов;
- создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи;
- зажечь в ребёнке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.
Используются следующие формы, методы и приё мы работы:
-музыкальные занятия;
- комбинированные занятия;
- физкультурные занятия;
- развлечения;
- экскурсии, наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьёй.
Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Возникает необходимость в перспективном плане деятельности, блоках по специально организованным занятиям, совместной деятельности воспитателя с детьми и работа с семьёй.
Одновременно с этим ставится задача – создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, собираются предметы старинного мордовского, русского, татарского быта и воссоздаётся обстановка русской избы.
Освободив помещение в детском учреждении, сложили в нем деревянный сруб, воссоздали имитацию печи. Сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окна сшили занавески и украсили их народной вышивкой. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, кадка, расшитые полотенца, прялка, мордовский костюм. Все эти вещи бережно хранили местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в этой избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.
Для того чтобы показать, как можно применять мордовские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия музыкальных, комбинированных, физкультурных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия-рассказа, занятия-беседы, занятия-сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой. Ребёнок становясь активным субъектом музыкально-творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на мордовских русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории. Далее продолжается знакомство с другими народными инструментами, такими как домра, дудка, балалайка. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.
В «мордовско-русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, поставец, бочонок, деревянные ложки, кружки. Знакомство детей с мордовско-русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву, отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями мордовск-русского народа, ознакомление с мордовско-русским народным костюмом, его элементами – все это происходит на комбинированных занятиях.
Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходят со «звездой» - славят Христа, поздравляют соседей калядной песней, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц, обращаясь к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходят по полям в Троицын день с пением песни о колоске. Сценарии обрядовых праздников и развлечений посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
В мордовско-русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр.
Для знакомства детей с мордовско-русским народным театром в «театральной комнате» собрано всё необходимое для драматизации мордовско-русских народных сказок, для кукольного театра. Какая радость для детей – быть персонажами сказок, «варить кашу» в чугунке, «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и «свадьбу играть»!
Важно применять мордовско-русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, которые используются в работе с детьми.
В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитания гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьёй.
Работа с родителями организуется по двум направлениям:
- сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;
- заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.
Объединяя усилия педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели – «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры» - организуются серия консультаций для родителей; затем – семейный клуб «Сударушка», его встречи проходят в нашей избе, двери которой открыты весь вечер. Дети сами встречают родителей, проводят их к самовару, а Хозяйка ко всем обращается с приветливыми словами.
Такие, уже ставшие традиционными, посиделки проходят ежемесячно, причем на них приглашаются все желающие. В клубе отмечаются многие народные праздники: «Зимние святки», «Маслена – блиноеда», «Встреча весны», «Троица» и другие. На таких встечая обязательно присутствуют дети, наряженные в живописные народные костюмы, созданные руками родителей.
Следующая встреча не менее интересна: выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором (песенками, колядками, закличками, колыбельными, частушками).
Итогом всей работы становится выпуск номера стенгазеты, например: «Как я встретил Рождество», где каждая семья заполняет отведенную ей страничку. Здесь и рисунки детей и взрослых, и фотоиллюстрации, и мини-рассказы, поделки, элементы костюмов.
Повторное анкетирование родителей в конце года показывает, что поставленные задачи с успехом выполнены.
Итоговая диагностика показывает, что:
- в отличие от своих сверстников, дети данной группы знают об истории и культуре мордовско-русского народа гораздо больше;
- они умеют играть и объяснять правила мордовско-русских народных игр – «Салки», «Городки», «Горшки» и др. ;
- дети используют в активной речи мордовско-русский фольклор: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки и др. ;
- умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания, легенды и др.);
- понимают содержание прочитанного большого по объему литературного произведения;
- делают самостоятельные выводы о том или ином произведении;
- отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;
- умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- дошкольники с большим удовольствием принимают активное участие в проведении народных праздников;
- ребята знакомы с былинами, умеют узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства;
- дети знакомы с историей мордовско-русского костюма и его элементами, могут объяснить значение украшения костюма;
- умеют различать изделия разных народных промыслов;
Для знакомства с истоками русского народного творчества в дошкольном учреждении создается база:
- уголок быта со множеством предметов – образцов, экспонатов народно-прикладного искусства;
- обширный наглядный материал, представленный набором открыток, иллюстраций, схем, альбомов с изображением мордовских костюмов и его элементов, предметов русского быта, образцами мордовско-русских народных художественных промыслов;
- библиотечка мордовско-русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, песенок, закличек, потешек;
- набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки и др. ;
- проигрыватель, магнитофон;
- фонотека, в которую входят: народная музыка, сказки, песни и т. д. ; записи звучания народных инструментов;
- методическом кабинете – более полный подбор, чем в уголке быта, подбор необходимого материала, используемого в работе по данной теме.
Разработаны:
- картотека мордовско-русских народных игр;
- методические рекомендации по всем направлениям работы;
- перспективное планирование;
- конспекты занятий;
Данный опыт может представлять интерес для воспитателей, увлеченных истоками мордовской, русской, татарской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме.