Татьяна Карчевская
«Моя знакомая улица» (Ознакомление детей старшего возраста с историей и культурой родного города …)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить с историей и культурой родного города детей старшего возраста.
Задачи:
Обучающая.
Обобщить знания об одной из старинных улиц города. Закрепить знания о происхождении старого названия улицы. Закрепить знания о старинных зданиях, относящихся к памятникам культуры, которые находятся на улице. Обучать творческому рассказыванию с опорой на фотографии. Актуализировать словарь по данной теме
Развивающая.
Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Публикация «„Моя знакомая улица“ (Ознакомление детей старшего возраста с историей и культурой родного города …)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать дикцию, интонационную выразительность речи.
Воспитательная.
Воспитывать личность ребёнка с высокой внутренней культурой.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, интерес к изучению истории Клина.
Предшествующая работа.
Чтение литературы, проведение бесед по теме. Экскурсии по улице со знакомством с памятниками архитектуры, купеческими строениями, что находилось в этих строениях. Составление маршрутной карты, рисование на тему «Путешествие по старой улице»
Оборудование
Магнитная доска, фотографии памятников культуры, расположенных на улице Ленина,рисунки с контурами памятников культуры для игры «Отгадай по контуру» фотографии, иллюстрации любых улиц.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на фотографии (иллюстрации, помещённые на доске.
- Дети, как вы думаете, что изображено на фотографиях? (улицы)
-А как называются улицы, на которых живёте вы? Какие запоминающиеся строения, памятники есть на вашей улице? (ответы детей)
-Вы знаете, какая улица проходит недалеко от нашего детского сада, многие строения на которой относятся к памятникам культуры нашего города? (улица Ленина)
-Как вы думаете, если бы к нам приехали дети из другого города, смогли бы вы рассказать об этих достопримечательностях?
Воспитатель обобщает ответы, подводит к тому, что надо себя проверить и выступить в роли экскурсоводов, представив, что они находятся на улице Ленина.
-Но у нас здесь нет улицы. Что можно предпринять? Какие будут предложения?
С помощью воспитателя приходят к мнению, что улицу можно выложить на полу, используя рулонную бумагу (дети выкладывают на полу две линии из белой рулонной бумаги).
-Ребята, давайте вспомним, с какой улицы начинается улица Ленина и какой заканчивается? Почему в старину она носила название Купеческая? Какие улицы пересекают улицу Ленина, какое происхождение названий этих улиц? (ответы детей) Дети выкладывают Театральную, Литейную, Старую ямскую улицы.
Примерные ответы детей.
-По улице Ленина проходил старинный Санкт- Петербургский тракт. Эта улица являлась главной до постройки Ленинградского шоссе. Называлась она Купеческой, потому что на ней жили купцы. Здесь располагались купеческие лавки, постоялые дворы, трактиры и поэтому она считалась ещё и торговой улицей.
-Улица Старая ямская называлась так, потому что основным занятием клинчан до появления машин был ямщицкий промысел. На Старой ямской улице располагался конный базар. Сюда приезжали владельцы и покупатели лошадей со всей округи. Продавали здесь также овёс, сено, дрова.
-Прежде, чем мы продолжим, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Встаньте вдоль улицы Ленина с правой стороны и с левой.
Физминутка
Мы становимся всё выше
Достаём руками крыши (маршируют)
На два счёта поднялись (руки вверх)
Три, четыре – руки вниз (руки вниз)
-А сейчас поиграем в игру «Отгадай по контуру»
Дети садятся на стульчики по обеим сторонам улицы, образуя две команды.
По два представителя от каждой команды подходят к столу, на котором выбирают один рисунок с контуром строения, которое на улице Ленина расположено с его стороны. Определяют по контуру название этого строения и располагают на нужном месте на улице (можно поставить детский стульчик и на него положить рисунок с контуром) В случае затруднения помогает команда. За правильные ответы командам выдаются жетоны.
Молодцы ребята, а сейчас мы посмотрим, представители какой команды будут лучшими экскурсоводами. По очереди от каждой команды ребёнок должен подойти к магнитной доске, выбрать фотографию с изображением памятника культуры, рассказать, что он знает про этот объект и отнести на стульчик с соответствующим контуром. Каждая из команд помогает своему экскурсоводу. Любая из команд может дополнить рассказ за дополнительные жетоны.
Примерные рассказы детей.
-С правой стороны, в начале улицы Ленина стоят торговые ряды.
Это несколько двухэтажных зданий из красного кирпича. Появились они больше ста лет назад. Построили их на месте сгоревших деревянных. Деньги на строительство давали купцы. Так назывались богатые торговцы различными товарами. Придумал так построить торговые ряды архитектор Сергей Родионов. Здания похожи на сказочные теремки. Их крыши напоминают головной убор русских девушек. В центральной арке торговых рядов была икона Николая угодника. Её недавно восстановили. В лавках были металлические двери с надписями, кто работал в этих лавках. До нашего времени сохранилась только одна. В торговых лавках продавали продукты, ткани, посуду, обувь, одежду и другие товары. И сейчас торговые ряды являются местом торговли.
-На пересечении улицы Ленина с Театральной стоит здание бывшего реального училища. Здание принадлежало клинскому купцу Боронихину. Сначала часть здания сдавали под клуб. Местная молодёжь здесь ставила спектакли. Потом хозяйка сдала дом под реальное училище. В нём могли учиться мальчики из богатых семей. За обучение надо было платить деньги. Позже это училище закончил известный артист Марк Прудкин. Об этом говорит вывеска на здании.
Воспитатель подводит итог, определяет по числу фишек команду победительницу, все вместе выбирают лучшего экскурсовода за более интересный и полный рассказ. Педагог хвалит детей, говорит, что можно приглашать гостей, дети многое могут рассказать о своём городе.