Ямиля Каримова
Ознакомление дошкольников с культурой и традициями башкирского народа
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Публикация «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями башкирского народа» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
По мнению ученых, период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в овседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных длинных песнях (озон кой) и озорных частушках- такмаках, легендах и волшебных сказках.
Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры башкирского народа – его обычаи и праздники. Сохранение этого наследия – благородная задача.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни,- бишек йырзары пестушки, потешки, прибаутки, бейеу койзары, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений. В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Бутыр – бутыр бута беште», «Сап – сап – сап ита», «Кайза безнен балалар?» и т. д.
В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (бишек,юран, тл, ултырыс, домашней утвари, посуде (самауыр, сыная, кс, игрушках (башорт кейемендге урсатар, кухне (корот, талкан, май, каймак)
В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, в последствии отражает полученные представленияв детском саду в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).
В этом возрасте проводится необходима работа по приобщению дошкольников к башкирской праздничной культуре (народные праздники, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря такие как “Сабантуй”, “Воронья каша”
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста башкирские народные сказки разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами в башкирских национальных костюмах и другими игрушками.
У детей среднего возраста появляется интерес к истории предмета. С этой целью можно провести игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое посуды, мяча, башкирского ковра» и т. д., которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т. п.
В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре башкирского народа : воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине. (Кукушкин чай, праздник щавеля, каз омахе и т. д.)
Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
По утверждению многих ученых, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.
Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В группах могут быть оформлены сюжетно – ролевые игры с региональным содержанием «Пчеловодство», «Коневодство», «Животноводство», «Охотничество».
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, приобщайте к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклора, согласно народному календарю.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. В само понятие «фольклор» входят все виды устного народного творчества – пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т. д. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях.
Что могут воспитатели конкретно?
• В группе совместно с родителями можно создать музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
• Собрать материал: потешки, пословицы, поговорки, загадки, песни и др.
• Организовать с детьми башкирские народные игры.
• Оформить фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Шежере», «Наш детский сад» и т. д. ;
• Разработать проекты ”Моя семья”, “Традиции моего народа”, “Башкирские народные игры”, “Быт и хозяйство башкирского народа”;
• Создать картотеки подвижных народных игр и фольклора;
• Организовать сюжетно – ролевые игры с региональным содержанием;
• Организовать и провести совместно с родителями фольклорные праздники: «Сюмбюля», «Кис ултырыу», «Селла бабай», “Кар хыуына барыу” и др.