Татьяна Кошман
«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли»
Работая в составе рабочей группы МБДОУ, по теме: «Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром на материалах краеведения», нами была разработана система планирования работы на учебный год по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края» .
Публикация «„Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная система работы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, и направлена на формирование у дошкольников гендерной, гражданской принадлежности и патриотических чувств, а так же на формирование у детей целостной картины мира и расширение их кругозора. (Решаются задачи образовательных областей «Социализация» и «Познание»).
Система работы представляет собой помесячный перспективный план на год (с сентября по май, в котором каждый месяц имеет свою тематику. В течение месяца работа по ознакомлению дошкольников с окружающим на материале краеведения распределяется на 4 недели, каждая из которых включает в себя разные организационные формы:
- одно занятие, которое проводится в вечернее время в форме кружковой работы,
- индивидуальная работа с детьми,
- динамические и дидактические игры,
- познавательные беседы,
- рассматривание наглядно-иллюстративного материала.
Таким образом, соблюдаются принципы: принцип развивающего образования, принцип интеграции образовательных областей, принцип соответствия содержания образовательного процесса возрастным возможностям и особенностям воспитанников.
В процессе апробации и внедрения разработанной нами системы работы в педагогическую практику возникла необходимость в обеспечении образовательного процесса дидактическим материалом, который мог бы использоваться при организации разных видов детской деятельности.
В результате были разработаны и изготовлены дидактические игры и пособия:
1. «Край родной».
2. «Нижегородский кремль».
3. «Нижегородский край».
4. Дидактическая игра «Художественные промыслы».
5. Серия дидактических пособий «Повтори узор».
Данные игры и пособия позволили модернизировать разработанную ранее систему работы, сделать ее более интересной и доступной для дошкольников.
Я представляю вашему вниманию Дидактическая игра «Нижегородский край»
Цель: расширять образные представления детей о народных промыслах Нижегородской области.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с многообразием народных промыслов : познакомить с кустарными промыслами Нижегородской области.
2. Продолжать знакомить детей с географическим расположением городов Нижегородской области.
3. Воспитывать у детей патриотизм, чувство гордости за свою родину.
Игра представлена: игровым полем; карточками с изображением предметов художественных промыслов; карточками с изображением предметов кустарных промыслов; игровыми кубиками.
Игровое поле изготовлено из шести листов бумаги зеленого цвета, формата А4, заламинированных и склеенных между собой (2 ряда по 3 листа в каждом).
На четырех листах изображена карта Нижегородской области.
На карте расположены кармашки двух видов, на которых написано название населенных пунктов и изображены условные знаки, обозначающие те или иные виды народных промыслов.
1. Художественные промыслы : прямоугольные кармашки, размер 7х2 см, разных цветов (цвет кармашков соответствует цвету художественного промысла (описание см. ниже).
2. Традиционные кустарные промыслы : треугольные кармашки, размер 7 х 2 см, ярко-желтого цвета (описание см. ниже).
Обозначения на кармашках соответствуют обозначениям на больших карманах игрового поля, и обозначениям на кубиках (описание представлено ниже).
На третьем листе первого ряда прикреплен карман (размер 21 х 10 см) зеленого цвета, на котором перечислены художественные промыслы Нижегородской области.
Каждому промыслу соответствует свое условное обозначение :
1. Художественная обработка дерева - на красном фоне изображено дерево и кисточка.
2. Художественная обработка металла - на зеленом фоне изображен молоточек и пластина металла.
3. Художественная вышивка - на голубом фоне изображены пяльцы и игла с нитью.
4. Ручное ткачество - на бледно желтом фоне изображено тканное полотенце.
5. Художественная роспись тканей - на сером фоне изображены пяльцы с тканью и кисточка.
6. Художественная обработка кости - на ярко-желтом фоне изображена кость и нож.
7. Художественная обработка камня - на белом фоне изображен молоточек, долото, камень
На шестом листе прикреплен карман (размер 21 х 10 см) ярко-желтого цвета, на котором перечислены кустарные промыслы Нижегородской области.
Каждому промыслу соответствует свое условное обозначение, которое изображено всегда на ярко-желтом фоне:
1. Кирпичники - кирпичи.
2. Кузнечных дел мастера - молоточек и 2 металлические пластинки.
3. Чугунных дел мастера - чугунок.
4. Печных дел мастера - печка.
5. Искусные резчики по дереву - резные оконные наличники.
6. Крестьяне соледобытчики - горка соли.
7. Крестьяне кораблестроители - лодочка с веслом.
8. Балахнинские кружевницы - кружево.
9. Крестьяне столяры - деревянный стол.
Карточки с изображением предметов художественных промыслов изготовлены на фотобумаге, заламинированы. Размер карточек 5 х 5 см.
Карточки с изображением предметов кустарных промыслов изготовлены на фотобумаге, заламинированы. Размер карточек - 5 х 5 см.
Игровые кубики
Для игры детям необходимы 3 кубика, размер которых составляет 3 х 3 см.
Один кубик тематики «Художественные промыслы»; два кубика тематики «Традиционные кустарные промыслы».
На гранях кубиков изображены условные обозначения художественных и кустарных промыслов, которые соответствуют обозначениям на карманах игрового поля (см. выше).
Ход игры
1-й вариант. Игра проводится с одним кубиком, выбранным ребенком.
Ведущий (взрослый) предлагает игроку рассмотреть карту Нижегородской области; обращает внимание на многообразие народных промыслов. Знакомит детей с условными обозначениями :
художественная обработка дерева - на красном фоне изображено дерево и кисточка;
художественная обработка металла - на зеленом фоне изображен молоточек и пластина металла;
художественная вышивка - на голубом фоне изображены пяльцы и игла с нитью;
ручное ткачество - на бледно желтом фоне изображено тканное полотенце;
художественная роспись тканей - на сером фоне изображены пяльцы с тканью и кисточка;
художественная обработка кости - на ярко-желтом фоне изображена кость и нож;
художественная обработка камня - на белом фоне изображен молоточек, долото, камень.
На ярко-желтом фоне:
кирпичники - кирпичи;
кузнечных дел мастера - молоточек и две металлические пластинки;
чугунных дел мастера - чугунок;
печных дел мастера - печка;
искусные резчики по дереву - резные оконные наличники;
крестьяне соледобытчики - горка соли;
крестьяне кораблестроители - лодочка с веслом;
балахнинские кружевницы - кружево;
крестьяне столяры - деревянный стол.
Ведущий напоминает детям о том, что мастера разных городов занимались одним промыслом, но изделия их не похожи друг на друга, у каждого из них свои отличительные особенности (художественная обработка дерева - Семеновская матрешка, Городецкая роспись, Полхов-Майданская матрешка).
Ребенок бросает выбранный кубик. По условному обозначению выпавшей грани определяет промысел, выбирает карточку с изображением предмета того или иного промысла и вставляет ее в подходящий карман
2-й вариант. Проводится аналогично, с двумя кубиками, по выбору.
Данная игра опубликована в пособии «Система работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на материалах краеведения. Из опыта работы МБДОУ № 116» - Н. Новгород: НПЦЗПТ, 2013. - 281 с.