Фатима Алакаева
Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Адыгеи.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы познакомимся с нашей республикой. Республика наша называется Адыгея. Наша республика была образована 24 года назад. Каждый год 5 октября мы отмечаем День республики.
Посмотрит, ребята рядом с Российским флагом нашей республики Флаг Адыгеи зеленого цвета. На нем 12 желтых звездочек. Каждая звездочка соответствует одному адыгейскому племени. Если звездочек 12. Значит было 12 адыгейских племен.
Темочки:
Все граждане должны чтить и защищать флаг республики. У нашей республики есть свой герб, как и у каждой другой. Герб – государственный символ. Адыгея тоже имеет свой гимн, как и каждая другая республика. Гимн – торжественная песня, которую играют на праздниках.
Давайте, ребята, рассмотрим адыгейский национальный костюм : черкесска ниже колен, на серебряном поясе – кинжал, на груди белоглавые газыри, на голове – невысокая папаха. Это костюм мужчины.
Платье девушки шилось из однотонного шелка, расшивалось золотом и серебром – длинное, до пят. Талия стянута золотым поясом. Тугие косы, а на голове белый шарф или шапочка, расшитая золотом.
Ребята, я вам прочту стихотворение С. Яхутля, а вы внимательно послушайте его.
Моя песня – сестра синих гор и полей
Сердцу милые с детства края.
Я родился и рос в колыбели твоей.
Адыгея родная моя.
А теперь вы догадались, с какой республикой мы с вами будем знакомиться. (Адыгея)
У адыгов свой язык, свои сказки, свои песни, свои музыкальные инструменты (гармонь, пхачич). Ребята, давайте послушаем адыгейскую народную песню «Адыиф» и несколько танцевальных мелодий в исполнений музыкального руководителя.
Вспомните, ребята, как называются песни, которые мы с вами поем на адыгейском языке. («Синэнэдах», «Чэтэхъоц1ык1умэ яорэд»). А какие адыгейские народные сказки вы знаете? («Гъулацый», Мышъэм ыкъо шъау»).
В Адыгее разнообразная природа6 леса, равнины, на которых выращивается хлеб… ребята, назовите пожалуйста культуры, которые выращивают у нас на полях: кукуруза, подсолнечник, свекла, овощи и др. Богата Адыгея своими садами.
Знают наш колхозный сад,
Знают фрукты юга
На Курилах, у бурят,
За Полярным кругом.
Ешь плоды, далекий друг,-
Не найдешь вкуснее!
В них тепло умелых рук,
Солнце Адыгеи!
В недрах Адыгеи обнаружено много полезных ископаемых: газ, нефть, каменный уголь, гипсы, глина, песок, гравий и др.
Послушайте загадку и ответьте пожалуйста:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в роднике,
А широкий в море. (Река)
В Адыгее много рек. Главная река Адыгеи – Лаба. (Вспомнить экскурсию на Лабу). Лаба самая длинная река Адыгеи. Почти по всей Адыгее несет свои воды река Белая. На этой реке построены Майкопская и Белореченская ГЭС. Знаем мы с вами и другие реки, давайте назовем их: Фарс,Псекупс, Пшиш.
В Адыгее разводят скот, производят масло. Сыр и другие продукты. Все дружно трудятся, помогают друг другу. В Адыгее делают мебель : стенки, стулья, шкафы. Изделия из глины: кувшины, вазы, пиалы, стаканы и др.
Адыгея небольшая республика. В Адыгее есть красивые города: Майкоп, Адыгейск, много красивых аулов. Давайте назовем аулы, которые мы знаем: Уляп, Джамбечи, Шовгеновск, Мамхег и др.
Столица Адыгеи – Майкоп. Как красиво говорит о Майкопе С. Яхутль в своем стихотворении «Тикъэлэ дах».
Гъэтхэ урамхэр къызэлъэк1эрак1эх,
Шъошэ шхъонт1абзэк1э ахэм зыкъафап.
О тикъэлэ дахэу, хэкум икъэлашъхьэу
О сигупсэ дэдэу, къалэу Мыекъуап.
В Майкопе есть государственный университет, драмтеатр, много детских садов, школ, кинотеатров. На берегу реки Белой раскинулся парк. Там проходят праздники. В парке имеется детская площадка, где мы бываем много раз.
Дома в Майкопе высокие, светлые, улицы широкие. Живут в Майкопе люди со всех уголков страны: русские, грузины, армяне, татары и др. Все они дружно строят и украшают нашу столицу.
Вот и подошло к концу наше знакомство с Адыгеей. Назовите республику, с которой мы знакомились (Адыгея). Какой город является столицей Адыгеи (Майкоп). Наше занятие окончено.
Кроме песен, сказок, у адыгских ребят есть и свои игры. Сейчас мы проведем национальную адыгейскую игру : «Т1ы зэуал».
Подготовка игры: На ровной лужайке очерчивается круг диаметром 1,5 м. В игре участвуют 2 мальчика и 1 судья.
Описание игры: Игроки становятся на четвереньках друг перед другом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По команде судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из игры.
Правила игры:
1. Проигравшим схватку считается тот, который:
а) коснется хотя бы какой- либо частью тела земли за очерченным кругом;
б) упадет или перейдет в другое положение, чем положение на четвереньках.
2. Нельзя цепляться за траву или одежду противника.
3. по договоренности можно менять плечи, для этого нужно поднять руку, чтобы судья остановил встречу.
Литература:
1. И. В. Бочкарева, Л. Д. Щербатина «Моя Адыгея».
2. Чермит К. Д., Коблев Я. К., Куприна К. Н. «Адыгейские народные
игры в системе физического воспитания детей».
Воспитатель:
Алакаева Ф. А.