Лариса Степанова
Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна проводиться систематически, целенаправленно, в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями. В своей работе я использую комплексный подход к вопросам формирования у детей гуманизма, любви к Родине – это взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
К художественным средствам относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы объединить в группу художественных средств. Эти средства способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
Еще одним средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
Не менее важным средством формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Цели и задачи, которые я поставила перед собой, определили основные формы и методы работы с детьми. При этом я учитывала тесную взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.
В ходе проведения мероприятий использовала различные методы и приёмы. Например, на экскурсии «Достопримечательности Вохмы», целью которой являлось вызвать познавательный интерес к родному посёлку и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купеческие дома изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в настоящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и беседой. Дети с интересом узнавали, кому раньше принадлежали эти здания, а что сейчас расположено в этих зданиях они наперебой рассказывали сами. Когда мы возвращались с экскурсии, дети решили сделать макеты купеческих домов и создать в группе уголок «Вохма-Вознесенье», а на прогулке мы водили хоровод Вохомского края «Сашенька». Перед экскурсией была проведена предварительная работа. Я познакомила детей с историей возникновения Вохмы, её старинным названием, разучила хоровод. Полученные на экскурсии знания закрепили в дидактической игре «Собери и назови». Дошколята складывали из частей картинку с изображением какой-либо достопримечательности Вохмы и называли её.
Беседуя с детьми о том, где они живут, я задала вопрос: «А почему ваша улица так называется?». Ответ на этот вопрос я предложила детям найти вместе с родителями. В результате исследовательской деятельности детей и родителей мы создали альбом «Улицы нашего посёлка». Ребята с гордостью рассказывают о земляках, в честь которых названы улицы.
В разных видах и формах деятельности использую сообразные методы и приёмы в разнообразных сочетаниях. Знакомясь с конспектом интегрированной НОД «Вохма – моя малая Родина» (Приложение 3) мы увидим сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, информационно-рецептивного, исследовательского методов.
Обязательным в любой образовательной деятельности является создание мотивации, умение заинтересовать ребенка происходящим, только тогда начнут формироваться его нравственно-патриотические качества.
Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей широко применяю игровые приемы в ходе организованной деятельности. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т. д.). Огромную помощь в этом оказывает фольклор. Посиделки в мини-музее «Русская изба» вызывают неподдельный интерес детей (Приложение 2). Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки Вохомского края, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Я провожу с родителями не только просветительскую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, родители становятся непременными участниками процесса воспитания: помогают в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций. Такие формы совместной с родителями деятельности как: брейн-ринг, совместные экскурсии, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, участие в конкурсах, круглых столах, дают возможность активизировать родителей и вовлечь их в процесс формирования у детей нравственно-патриотических качеств.
Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае, области. Поэтому большое внимание в своей разработке я уделила ознакомлению детей с Костромской областью и её центром – Костромой. Данную работу проводила аналогично работе по ознакомлению с родным посёлком.