Евгения Воронцова
Ознакомление дошкольников с художественной литературой посредством проектной деятельности (из опыта работы)
В старшем дошкольном возрасте при реализации проектной деятельности я обращала особое внимание на знакомство с художественной литературой. Один из проектов был посвящен творчеству В. В. Бианки.
Дошкольное детство- очень важный этап в воспитании внимательного и чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Публикация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой посредством проектной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, я обнаружила, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах, а после очередной экскурсии в парк у детей появилось много вопросов о жизни животных, ответы на которые я стала искать в книгах писателей-натуралистов Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки. Больше всего дети заинтересовались произведениями В. Бианки, поэтому мы с ними решили подобрать и изучить его книги. Мы рассчитываем, что благодаря этому дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие вопросы.
I этап – подготовительный
Развивать у детей интерес к произведениям В. В. Бианки.
• Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.
• Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
• Подбор наглядно-дидактически пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых.
• Создать условия для демонстрации произведений В. В. Бианки.
II этап – основной
• Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. В. Бианки
• Развивать у детей интерес к книгам о животном мире
• Оформление книжного уголка
• Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам
• Подборка с детьми (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения)
• Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
• Чтение произведений В. В. Бианки о птицах: «Чей нос лучше?»; «Приключения Муравьишки»; «Чьи это ноги?»; «Лесные домишки»; «Колобок колючий бок», «Хвосты», «Теремок», «Сова». Побуждать и поддерживать интерес к художественной литературе о животных. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности. Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный материал знакомых произведений.
• Лепка «Теремок». Учить детей передавать характерные особенности животных в лепке
• Вечер загадок «Угадай, кто это?» Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.
• Беседа «Птицы в нашем поселке». Выяснить из личного опыта детей, что они знают о птицах, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение птиц.
• Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц». Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц.
• «Полечи книжку» - ручной труд. Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.
• Игра-драматизация «Теремок». Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных
• Аппликация по произведению В. В. Бианки «Сова». Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ птицы разными видами искусства
• Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих. Закрепить образные обороты речи из произведений В. В. Бианки в играх.
III этап – заключительный
• Обработка и оформление материалов проекта. Инсценировка по сказке «Теремок».
• Подготовка атрибутов и оформление.