Ковальчук Надежда Николаевна
Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись.
Живопись – это один из видов искусства. Очень точно подмечены и лаконично охарактеризованы педагогические возможности живописи и особенности детского восприятия в оценке тонкого ценителя искусства А. А. Блока: "Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому, живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».
Публикация «Опыта работы на тему „Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Живописец обладает уникальным зрением, как бы фотографирует окружающий мир. Под его кистью оживают и деревья, и цветы, и море, и люди. Краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
В педагогической работе по ознакомлению воспитанников 6-го года жизни планируем и осуществляем познавательную и творческую деятельность с разными видами живописи(портрет, натюрморт, пейзаж).
Пейзаж - это жанр живописи, посвященный воспроизведению естественной или изменённой человеком природы. Другими словами,пейзаж – это портрет природы.
Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый,лесной, морской, горный, деревенский. [/i]В своей группе с детьми чаще рисуем природный пейзаж.
Для воспитанников разработана презентация:«Пейзаж. Основные виды пейзажа» и электронная дидактическая игра «Назови лишний пейзаж».
Представляю систему работы из личного опыта по организации образовательно - педагогической деятельности в направлении ознакомления старших дошкольников с живописью и основные формы работы по ознакомлением детей с пейзажной живописью в творчестве известных русских художников и продуктивной деятельностью воспитанников.
Проектно – тематическое планирование по программе «Югорский трамплин» способствует ознакомлению воспитанников с живописью поэтапно, последовательно и творчески.
Выделим основные направления нашей работы по ознакомлению дошкольников 6-го года жизни с живописью:
1. Составление проектно – тематического планирования, которое включает знакомство воспитанников с творчеством известных русских художников – живописцев, с репродукциями их картин и планируются соответственно продукты творческой деятельности ребят.
2. Создания развивающей среды по ознакомлению детей с живописью. Пейзажная живопись рассматривается в сравнении с портретами и натюрмортами. Развивающая среда художественного творчества способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей. Постоянно центр искусства пополняется различным оснащением и пособиями:
• Таблица «Азбука цвета» по смешиванию красок. Холодные и теплые цвета».
• Наглядный иллюстративный материал по живописи.
• Альбомы для рассматривания «Портретная живопись», «Пейзажная живопись», «Живопись и натюрморт», «Портреты художников и фотографии картин», «Виды пейзажа».
• Подбор художественного слова о жанрах живописи.
• Подбор стихов русских поэтов отражающих содержание рассматриваемых картин.
• Дидактические игры
• Схемы для рисования человека, животных, деревьев. Образцы поэтапного рисования.
• Консультации для родителей
• Продукты творчества детей – создание альбомов по разным видам живописи.
Знакомство старших дошкольников с пейзажем осуществляется в течение всего года, позволяет воспитанникам знакомиться с репродукциями картин соответственно по временам года.
Работа проводится последовательно и поэтапно: знакомство с творчеством художника, рассматривание картин живописца (рассматривание и сравнение картин двух художников, проявление детского творчества в продуктивной деятельности, самостоятельное и семейное творчество.
Осенняя тематика:
Рассматривание репродукций картин: «Золотая осень» И. И. Левитана и «Золотая осень» И. И. Шишкина, «Поздняя осень» И. И Левитана.
Образ осени в рисовании детей проходит с использованием нетрадиционных техник рисования: отпечаток листьями, методом тычка, монотипия, рисование пластилином.
Зимняя тематика:
Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина: «Первый снег» «Лес в инее», «Зима в лесу». Образ зимы в рисовании дошкольников – «Сказочный зимний лес», «Волшебница – зима».
Весенняя тематика:
Рассматривание репродукций И. Левитана «Март», «Весна – большая вода», «Цветущие яблони»; А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Образ весны в творчестве детей: «Подснежник», «Грачи прилетели», «Ледоход на реке», «Цветущая весна».
Летняя тематика.
Рассматривание репродукций картин И. Левитана "Березовая роща" и И. И. Шишкина "Сосны освещенные солнцем" и "Корабельная роща".
Образ лета в творчестве детей: «Сосны нашего края», «Летние березы» и др.
Особая роль отводится методам эмоционального настроя: художественно-развивающим играм, чтению литературных произведений, участию в занятиях сказочных персонажей, воображаемым экскурсиям и путешествиям. С целью создания у воспитанников интереса и планирования совместной деятельности в группе создана «Школа молодого художника». При анализе результатов изобразительной деятельности обязательна положительная оценка каждой детской работы.
Произведения художников – пейзажистов учат детей фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Это стимулирует возникновение собственных картин природы у ребенка, помогает ему в подборе известных средств выразительности.
Знакомство детей старшего возраста с пейзажной живописью превращается в увлекательное «путешествие» по природе родного края, где дети учатся видеть, понимать и любить природу и искусство. Приобщая детей к живописи как виду искусства, идет процесс воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников. В своих пейзажах – детских рисунках дети отражает красоту природы родного края. По инициативе воспитателей и детей создан творческий альбом «Природа Югры в творчестве детей. Пейзаж».
Педагогическая ценность пейзажных картин в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью.
Опыт моей работы показал, что приобщение дошкольников к живописи, помогает в становлении гармонически развитой и активно-духовной личности.
Воспитание творческого восприятия пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.