Оксана Челикова
Конспект урока музыки во 2 классе «Театр оперы и балета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : Формирование целостного представления о театре оперы и балета, знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят»; разучивание песни из оперы «Семеро козлят»
Задачи:
Обучающие: расширить представления о музыкальном театре; закрепить знания о музыкальных жанрах : опере, балете; познакомить с понятиями симфонический оркестр, афиша, дирижер.
Темочки:
- Балет, балерины
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.
Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
Планируемые результаты:
Формирование начальных знаний о различии оперы и балета;
Создание терминологического словаря по теме;
Знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Предметные:
Сформировать понимание слов опера, балет, сцена, афиша, декорации, дирижёр.
Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные фрагменты, сопоставлять и обобщать.
Личностные:
Осознавать необходимость приобщения к музыкальному сценическому искусству
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке музыки.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Учиться выражать свое мнение.
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в ответах на вопросы, запоминании музыкальных фрагментов.
Самостоятельно решать задачи, загадки, используя свои знания о музыкальном театре.
Контролировать свою деятельность
Познавательные: Работать с разными видами информации по теме «Музыкальный театр» и ориентироваться в ней. Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при индивидуальной, групповой и коллективной работе; Обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли; построение полного ответа
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке : музыкальный театр, опера, балет, афиша, хор, симфонический оркестр, дирижер, жесты, дирижерская палочка.
Используемое оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, пианино.
Ход УРОКА:
1. Орг. момент
Дети входят под музыку из оперы «Волк и 7 козлят»
2. Музыкальное приветствие :
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Присаживайтесь. Сегодня нам предстоит небольшое путешествие. А куда мы отправимся, вы попробуйте отгадать сами!
ЗАГАДКИ:
Музыка эта зовёт на парад,
Люди шагают за рядом ряд.
Трубы гудят, барабаны бьют,
Музыку эту как назовут?
МАРШ
Пел с душою, молодец!
Будет знатный он…
ПЕВЕЦ
Инструменты в руки взяли,
Дружно вместе заиграли.
Нам играть не надоест,
Что создали мы?
ОРКЕСТР
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
ДИРИЖЁР
Артисты там работают,
А зрители им хлопают.
Спектакль в цирке – на арене.
В театре музыкальном где -O-
НА СЦЕНЕ
- Молодцы! Загадки отгадывали мы не зря. Они помогут нам сформулировать тему урока. А сейчас скажите, о чём мы сегодня узнаем на уроке?
(о музыке, театре, оркестре, дирижёре)
- Верно! Мы отправимся в театр, но не простой, а музыкальный.
-Что такое музыкальный театр?
(место, где показывают музыкальные спектакли)
- А кто из вас может сказать, как называются эти музыкальные спектакли?
(оперы и балеты)
- Что такое опера?
(музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют)
- Правильно. Вы знаете, что музыкальное искусство держится на трёх китах – ПЕСНЕ, ТАНЦЕ И МАРШЕ.
Какой же музыкальный кит открыл нам двери в этот спектакль?
(кит - ПЕСНЯ)
- Назовите, пожалуйста, известные вам оперы?
(«Руслан и Людмила», «Муха - Цокотуха», «Сказка о царе Салтане»)
- Молодцы! А что такое балет?
(спектакль, в котором танцуют)
А какой музыкальный кит привёл нас в балет?
(кит - ТАНЕЦ)
- Ребята, какие балеты вам знакомы?
(«Щелкунчик», «Золушка»)
Замечательно!
Но, прежде чем войти в театр, мы должны узнать, как себя надо там вести?
(нельзя шуметь, ходить во время представления, жевать, разговаривать)
- Молодцы! Правила вы знаете! А как же мы узнаем о предстоящем спектакле, как вы думаете?
(реклама, объявление, афиша)
АФИША – ЭТО КРАСОЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ О СПЕКТАКЛЕ, В КОТОРОМ УКАЗЫВАЕТСЯ НАЗВАНИЕ СПЕКТАКЛЯ, АВТОР, КТО ИСПОЛНЯЕТ РОЛИ, ДАТА, ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.
Афиши есть полиграфические, а есть – детские
- Посмотрите на афишу и скажите, с каким спектаклем мы сегодня познакомимся?
(«Волк и 7 козлят»)
- Знакомо вам это произведение?
(да, это сказка)
- Всё верно, в основе оперы лежит сказка. А кто может назвать композитора, написавшего детскую оперу?
(Мариан Коваль)
- Верно. Это мы узнали из афиши.
Давайте войдём в театр…
Посмотрите, все готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы.
(мама, волк, козлята)
В сказке имён у козлят нет, а вот в опере, у каждого козлё нка есть имя: (запись на доске)
БОДАЙКА, ВСЕЗНАЙКА, ДРАЗНИЛКА, МАЗИЛКА, БОЛТУШКА, ТОПТУШКА, МАЛЫШ.
-Как вы думаете, почему Болтушка?
(много болтает)
-А почему Дразнилка?
(дразнится)
-Помните, когда Коза уходила в лес, она пела своим детям песню?
Давайте её послушаем?
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ КОЗЫ
- Какой характер этой песни?
(испуганно, настороженно, взволнованно, она переживает за козлят)
- Молодцы! А что же делали козлята, когда мама уходила?
(играли, баловались, плясали)
- Верно! Я предлагаю вам тоже немного отдохнуть и подвигаться.
ТАНЕЦ – ФИЗМИНУТКА
- Прекрасно! А сейчас я предлагаю послушать песенки некоторых козлят и определить их характер по данной музыке. Обратите внимание, что все герои будут петь, так как это опера.
СЛУШАНИЕ ТЕМЫ МАЛЫША
- Как звучит песенка Малыша? (смело, гордо, задорно)
- А вот тема Топтушки – (весело, звонко)
- А так поёт Болтушка – (торопливо, прерывисто, как бы тараторит)
- Правильно! Козлята весёлые, никогда не унывают, у них всегда хорошее настроение.
Давайте мы с вами сейчас побудем артистами, превратимся в весёлых козлят и исполним песенку.
РАЗУЧИВАЕМ И ИСПОЛНЯЕМ «ХОР КОЗЛЯТ» (текст на слайде)
-Итак, вот мы и познакомились с оперой «Волк и 7 козлят» и теперь должны выполнить небольшое задание на карточках в парах. Ответьте на вопросы и, представив себя художниками – оформителями, раскрасьте по одной детали костюма козлят.
- Умницы! А теперь посмотрите на фото на доске
(картинка СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР)
- Кто это?
(музыканты)
- На чём они играют?
(на разных инструментах)
Это – оркестр.
- Верно! Симфонический оркестр.
- Что такое симфонический оркестр?
(коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения)
- Правильно! А музыкальный театр не может обойтись без оркестра, так как всю музыку оперы или балета исполняет именно оркестр.
Кто управляет оркестром?
(дирижёр)
- А как он это делает?
(с помощью жестов)
- Верно! Я предлагаю вам представить, что все вы – дирижёры.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ВСЕ ДИРИЖИРУЮТ
- Прекрасно! А сейчас я буду дирижёром, а вы – оркестром, согласны?
Будьте внимательны, я буду показывать, какие инструменты должны играть.
Итак, начнём.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА – ОРКЕСТР.
- Замечательно!
- Вы знаете, ребята, в нашей республике тоже есть музыкальный театр. Находится он в г. Нальчик. И вы можете посетить этот театр, предварительно узнав, какую постановку там показывают.
- Но у нас на сегодня есть еще одно задание. Вы в начале урока сказали, что такое опера и что такое балет, верно?
Я предлагаю рассортировать картинки с этими спектаклями и заполнить ими мини – сортеры.
ИГРА СОРТЕР «БАЛЕТ - ОПЕРА»
- Молодцы! Спасибо вам за урок, ребята! Надеюсь, что вы узнали на уроке что – то новое и интересное для себя. Поработав с вами, я поняла, что вы – настоящая команда, которая, возможно, даже свой спектакль сможет создать. А чтобы вы не забыли пройденный на сегодняшнем уроке материал, я подготовила для вас небольшие памятки.
До свидания, ребята!
Под музыку дети выходят из класса.