Михайлова Дарья
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
▼ Скачать + Заказать документы
Великий колокольный звон. Звучащие картины
Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
Планируемые результаты (предметные) : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, научить различать виды колокольных звонов по звучанию.
Публикация «Конспект урока музыки во 2 классе „Великий колокольный звон, Звучащие картины“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Личностные результаты: Выявление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; развивать слух, память.
Познавательные: выявление выразительности и изобразительности в музыке; определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения; сопоставление музыкальных произведений; знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, умение формулировать собственное мнение.
Основные понятия и термины:М. П. Мусоргский, колокола, набат, трезвон, благовест.
Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация, учебник музыки, аудиозаписи, видеозапись, наглядности.
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.
- Я надеюсь, что сегодня на занятие вы пришли с хорошим настроением.
- Давайте поделимся друг с другом улыбками.
- Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- На ваших парах должны лежать тетрадь, учебник, дневник и пенал.
- С произведениями каких композиторов вы познакомились на прошлом уроке? (П. И. Чайковского «Нянина сказка», «Мама», С. С. Прокофьева «Сказочка»)
- Я хочу узнать, как же вы запомнили эти произведения.
- Сейчас мы поиграем в игру. Правила таковы: я вам буду включать произведение, а вы должны будете определить, что же это за произведение. Но вам нельзя будет произносить ни одного слова.
- Итак, начнем нашу игру.
- Ребята послушайте внимательно стихотворение:
Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…
- О чем это стихотворение? (О колоколах на Руси)
- Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей)
Сл. 1
- Тема нашего урока «Великий колокольный звон».
- Какие новые знания вы получите на уроке? (Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностями колокольных звонов, научимся различать колокольные звоны.
Сл. 2
- Колокола – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь с колоколами и не жалели денег на ее постройку.
- Что такое колокол? (Колокол – ударный музыкальный инструмент)
- Где мы можем услышать колокол? (В храме, на улице)
- Как вы думаете, когда появились колокола? (Ответы детей)
Сл. 3
- Сейчас вы посмотрите видеоролик, и ответите на вопросы. Будьте внимательны.
- С какого века ведет начало история появления колокола? (С бронзового века)
- От куда родом самый древний колокол? (Из Китая)
- Для чего используют колокола? (Сигнальный инструмент, для прислуги, церемоний, ритуалов, будили горожан, оповещали о радостных и печальных новостях)
- На какой цветок похожи колокола? (На полевой цветок – колокольчик)
Сл. 4
- Ребята, самый большой колокол не только в России, но и в целом мире был отлит в Москве в XVIII в. русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Это – Царь-колокол. Его вес – почти 202 тонны, высота – более 6 метров.
- Как называется самый большой колокол в мире? (Царь – колокол)
- Где же он был отлит? (В Москве)
- Каждый колокольный звон имеет свое название. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
- Первый звон с которым мы познакомимся, называется набат. Набат - тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи.
- Послушайте как звучит набат.
- Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Тревожно, мрачно)
- Следующий колокольный звон называется трезвон. Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. Трезвон зовет людей на праздник.
- Послушайте как звучит трезвон.
- Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Радостно, празднично)
- Следующий колокольный звон называется благовест. Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.
- Послушайте как звучит благовест.
- Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Спокойно, величественно)
Сл. 5
- Сейчас мы с вами прослушаем «Праздничный трезвон. Красного Лаврского трезвона». Сядьте как слушатели и приготовьтесь ответить на вопросы.
- Как вы думаете, какой звон в этом произведении - праздничный или тревожный? (Праздничный)
- К какому виду колокольного звона он относится? (К трезвону)
- Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный.
- Один ли колокол исполняет трезвон или несколько колоколов? (Несколько колоколов)
- У каждого колокола есть свой звук. Чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у маленького колокольчика.
- А что такое тембр голоса? (Тембр - это окраска звука)
- Какой тембр и звон будет у большого колокола? (Низкий тембр, яркий и громкий звон)
- Какой тембр и звон будет у маленького колокола? (Высокий тембр, тихий и глухой звон)
-Так же у каждого звона есть свой ритм.
- Что же такое ритм? (Ритм – это чередование сильных и слабых долей)
- Выйди все из – за парт:
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело.
- Присаживайтесь.
- Сейчас вы прослушаете колокольный звон из оперы «Борис Годунов» русского композитора М. П. Мусоргского.
- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Борис Годунов был русским царем.
- Сядьте как слушатели.
- Ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы:
• К какому звону относится данный звон из оперы? (Набат)
• Каким вы услышали звон в произведении? (Тревожным)
• О чем он мог рассказать – о горе, несчастье или празднике? (О несчастье)
• Какой характер у этого звона? (Величественный, сильный, тревожный, мрачный)
• О чем может сообщать звон такого характера? (Предупреждает об опасности, о чем-то плохом)
- Царствование Бориса Годунова было тревожным и неспокойным, впереди его ждало много трудностей. Об этом нам колокола и говорят.
- Ребята, слышали ли вы в произведении звучание настоящего колокола? (Нет)
- Верно мы слышали оркестр, который имитировал нам звучание колокола (Имитация - подражание). То есть инструменты звучали подобию колокола.
- Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов
- Кто написал произведение, которое мы только что прослушали? (Модест Петрович Мусоргский)
- Какое настроение у этого произведения? (Печальное, мрачное)
- В чем разница между этим произведением с «Праздничным трезвоном»? (Разница в динамике, в характере, в настроении)
Сл. 6
- Откройте учебник на стр. 40-41.
- Посмотрите на картины двух русских художников Исаака Левитана «Вечерний звон» и Аристарха Лентулова «Небосвод».
- Что изображено на этих картинах? (Левитан – церковь, река, садящееся солнце, люди в лодке: Лентулов – радуга, много церквей)
- Сравним эти картины.
- Что можно сказать о картине Исаака Левитана? (Плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви)
- Что можно сказать о картине Аристарха Лентулова? (Четкость рисунка, буйство ярких красок, многоцветье радуги)
- Еще раз посмотрим на картины Левитана и Лентулова и попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова подсказки, которые даны вам в учебнике.
- Каким же будет колокольный звон на картине Левитана «вечерний звон»? (Задушевный, нежный)
- Каким будет колокольный звон на картине Лентулова «Небосвод»? (Праздничный, радостный)
- Какому звону созвучна картина Левитана «Вечерний звон»? (Благовест)
- Какому звону созвучна картина Лентулова «Небосвод»? (Трезвону)
- Молодцы ребята!
- Что такое колокол? (Ответы детей)
- Какие виды колокольных звонов вы знаете? (Ответы детей)
- Что такое набат? (Ответы детей)
- Как называют колокольный звон, который возвещает благую весть о начале богослужения в храме?
- Какие произведения прослушали? (Ответы детей)
- На какой цветок похожи колокола? (Ответы детей)
- Как называется самый большой колокол в мире? (Ответы детей)
- Для чего служит колокол? (Ответы детей)
- Если вам понравился урок – поднимите вверх правую руку, а если урок вам не понравился – поднимите вверх левую руку.
- Наш урок окончен.
- До свидания!
- Повторить текст песни «Смуглянка».