Светлана Черданцева
Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
▼ Скачать +Заказ
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока : Черданцева Светлана Викторовна
Предмет: Музыка
Класс : 6 класс, общеобразовательной школы 25 – 30 человек
Продолжительность урока : 45 минут
Методическая информация
Тема урока : Баллада Ф. Шуберта "Лесной царь»
Публикация «Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе „Баллада Ф, Шуберта „Лесной царь“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Автор учебника: Музыка 6 класс. Авторы учебника Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. УМК 1 – 7 класс
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний в контексте;
Тема полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема раздела: «Образы песен зарубежных композиторов»
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса :
Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.
В познавательной сфере происходят следующие изменения:
Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.
Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – работа с применением активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд-шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии. Для иллюстрации заданий используется презентация, для релаксации – инструментальная баллада Игоря Крутого «В сентябре»
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классе :
формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии,
развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.
Кроме того, основным и необходимым является
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Дидактические: 1.
Углубить знания о творчестве Ф. Шуберта
Познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь» Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.
Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
Образовательные: Уметь сопоставлять музыкальный поэтический и художественный образы.
Развивающая: Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и других видах искусств.
Воспитательная: Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального. Художественного и эстетического вкуса.
Понятийный ряд: Жанр, вид искусства,образ, колорит, художественные и музыкальные средства.
Виды деятельности: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкального произведения.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, аудиодиски, учебник, фортепьяно, проектор
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Дополнить знания о жизненном пути композитора романтика Франца Шуберта.
Познакомить с вокальным жанром балладой.
Прочитать и пропеть по ролям балладу «Лесной царь»
Прогулка по картинной галерее. Сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя»
Провести творческое задание «Мой финал баллады»
.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
«Сердечко»
Разделить обучающихся на группы. Создать благоприятную обстановку
Звучит мелодия старинной баллады.
Дети заходят под музыку. Учитель (у входа в музыкальный зал) выдаёт каждому Сердечко, с внешней стороны которого написано «Баллада», в центре № (1, 2, 3, 4) С такой же нумерацией стоят столы (1,2, 3,4) Участники у которых номер сердечка совпадает с номером стола, занимают места, тем самым формируя команды.
1этап
Приветствие «Улыбнемся друг другу»
3минуты
Необходимо настроить детей на продуктивную работу, поэтому начнем динамично и эффективно урок, активизируем внимание учащихся и зададим нужный ритм, обеспечим позитивный рабочий настрой, пожелание добра, продуктивной работы:
«Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения».
Учитель: Добрый день!
Сегодня мы вновь совершим путешествие в волшебный и удивительный мир музыки. А нашим путеводителем будет старинный и очень загадочный жанр - Баллада. Но прежде чем поближе познакомимся с этим жанром, давайте вспомним, какая музыка звучала на предыдущих уроках.
- Музыка вокальная или инструментальная? Русская или зарубежная?
- Что такое романс? Разновидности романса?
-Молодцы. А теперь, попытаемся поближе познакомиться с Балладой.
2 этап
Вхождение в тему урока (определение целей)
10 минут
Баллада о разбитом сердце Баллады
2. Мотивация учебной деятельности
Сразу видно: это слово как – то связано со словами…
Дети - бал, балет.
«Клубок»
Учитель («Путалки») - Но только не хочется на этот раз в корень смотреть. Другие слова от перевода понятнее становятся, а это - наоборот.
Предположим, как у нас заведено, я объяснила бы: баллада в переводе с итальянского - танцевальная песня. Песня под танец или танец под песню – как угодно. А услышишь балладу Шопена – концертную пьесу для рояля – и плечами пожмешь: ни песня, ни танец. Или балладу Шуберта «Лесной царь»; её хоть и поют, но к танцу никакого отношения она не имеет. А стихотворение Жуковского «Светлана» названное поэтом тоже балладой, вообще не музыка, а поэзия. Или. Не буду больше путать, лучше вместе попробуем распутать.
Учитель даёт детям большое сердце, с текстом, разделённое на четыре части. С другой стороны написаны слова;1 – песня, 2 – танец,3 – стихотворение, 4 - пьеса
Дети: («Распуталки)»
1команда - Память о Балладе хранит седая глубокая старина. На зеленых лугах южной Франции собирались мирные селяне потанцевать, распевая хором песни – баллады. И радовалось вместе с ними юное беспечное сердце Баллады. Ведь музыка как человек – мертва без сердца.
Приглянулась Баллада странствующим поэтам и музыкантам – трубадурам менестрелям. Прельстили они её рыцарскими подвигами, взяли с собой странствовать из края в край. И пела Баллада во славу воинственной, благородной рыцарской жизни.
2команда - Но забыла Баллада, что имя её о танце говорит, - осталась она только песней. Растревожилось её бедное сердце, поселились в нем грустные, а бывало и мрачные настроения. Повсюду любили Балладу, повсюду лелеяли. Лучшие поэты слагали стихи для неё. Особенно пришлась она по вкусу в Англии. Народ этой страны с увлечением распевал длинные истории о похождениях Робин Гуда и других героев.
Фон. Звучит Песня из кинофильма «Робин Гуд»
3команда - Не могла решить Баллада – песня, к чему больше лежит её сердце - к стихам или к музыке. И тогда раскололось сердце Баллады надвое.
Одну половину отдала она поэзии, другую – музыке. Но трудно было двум частям её сердца забыть друг друга. Вот почему «Песнь о вещем Олеге» Пушкина (настоящая баллада) хоть и стихотворение, а песнью называется.
А Баллада, которая, в самом деле, пелась, очень заботилась, чтобы и стихи у неё были балладные, то есть повествующие об увлекательных, таинственных историях.
4 команда - Потом сердце Баллады разорвалось ещё раз. Рассталась Баллада с пением, а вместе с ним и со словами. Стала Баллада пьесой исполняемой на музыкальном инструменте (Музыкальный номер)
Вот такая вышла баллада о Балладе. Пусть она не стихом написана, пусть и музыки не слышно, но, как в настоящей балладе, есть в ней история о разбитом сердце.
5Учитель - Так что же все – таки такое баллада?
3. Учащиеся формируют главный вопрос урока.
Отправляемся в Путешествие к Балладе Ф. Шуберта «Лесной Царь»
3 этап
Опасения и ожидания обучающихся. «Почтальон»
4 минуты
- На ваших сердечках, на одной её стороне напишите, что вы ожидаете от нашего путешествия, а на другой, чего вы опасаетесь в этом путешествии. А теперь закройте их и отправьте Почтальону (самый уважаемый и знающий человек в команде). 2 минуты на определение и оформление ожиданий, 10 секунд на озвучивание.
Фаза 2 «Работа над темой»
1 этап
Закрепление ранее изученной темы
4. Основной этап урока. Способ достижения намеченной цели
В середине XVIII в. появились стихотворные сборники шотландских народных баллад, под впечатлением от них создали свои баллады И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер. Композиторы перекладывали их тексты на музыку - так появились вокальные баллады. Особенного расцвета они достигают в творчестве Ф. Шуберта.
«Как много прекрасного ни принесло бы время, второго Шуберта даст оно не скоро» Р. Шуман.
Учитель – Объяснить, это высказывание
Учитель - Ф. Шуберт - «соловей и лебедь («песенности».) В песне вся его творческая сущность. Первое издание сборника песен вышло (в 1821 году.) Песня Шуберта - это всегда живая сцена, драматичная картина.
2 этап
Инпут
Одно из значительных вокальных сочинений композитора — баллада «Лесной царь» (на слова Гёте). Она передает драматическую сцену: скачущего на коне через ночной лес с больным, бредящим ребенком отца. Мальчику чудится сказочное существо гонящийся за ним и манящий к себе Лесной царь. Музыка пронизана тревогой, острым беспокойством, рождающимся благодаря ритму быстрой скачки, взволнованным репликам мальчика.
5. Слушание произведения
Впечатления
Дети- "Лесной царь" — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.
Давайте познакомимся с текстом баллады.
6. Дети - читают текст произведения (страница 45) учебника
Учитель - Лесного царя заворожила красота мальчика. Властителю леса принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цветами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, поэтому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.
«Артисты»
Чтение текста баллады. Чтение по ролям (по желанию участников команд)
7. Работа по проблематике вопроса.
«Вопрос – ответ»»
9 минут
Вопросы:
Баллада "Лесной царь" построена на репликах действующих лиц, каких?
Ответ - отца, его сына и самого лесного царя.
А ещё, какой герой незримо присутствует в балладе? От чьего имени ведётся повествование?
Ответ – автор.
Какова эмоциональная окраска речи автора вначале и конце произведения (Повествовательная,драматичность, безысходность)
Есть ли пейзажные зарисовки в балладе Гёте (переводе Жуковского?
Ответ – есть.
Чтение зарисовок из текста
Работа с учебником.
8. Вторичное прослушивание. Оригинал.
Музыкальный анализ произведения. «Музыкальная экспертиза»
Вопросы:
1. Какие черты музыкального образа раскрывает характер звучания аккомпанемента?
Учитель играет на фортепьяно тему вступления.
2. Как композитору удалось создать единый взволнованный образ, фантастическую картину, передать напряженность происходящего (Ритм сопровождения постоянно повторяющиеся интонации, контраст интонаций)
3. Согласны ли вы, что в аккомпанементе композитор вводит тему
«рока» тему «судьбы»
Эта музыка очень динамична и выразительна, а вводит ли автор приём «изобразительности»?
Приглашение в картинную галерею
4. Рассмотрим картины на странице 47
5. Какая картина более полно отражает настроение музыки?
6. Сравни язык трех художественных произведений. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически напряжённый образ? Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.
В русском искусстве баллады поначалу складываются в романтической поэзии. Этим жанром особенно увлекался В. А. Жуковский. Его баллады стали основой вокальных произведений в русской музыке.
Баллады не только создаются как самостоятельные сочинения, но и включаются в качестве вставных номеров в оперу, крупные музыкально-сценические произведения. Рассказ Финна о своих приключениях, о волшебнице Наине в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (по поэме А. С. Пушкина) назван композитором балладой.
Ее отличает эпически-неторопливый повествовательный тон, близкий былинам. Разнообразное претворение жанр вокальной баллады получил у М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и других композиторов.
Фаза 3
«Завершение образовательного мероприятия»
1 этап
Релаксация «Музыка баллады»
Снять напряжение, разрядить обстановку
Закрываем глаза и слушаем музыку баллады И. Крутого «В сентябре» Представляем картины, потом делимся впечатлениями.
9. Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью. Таковы 4 фортепьянные баллады Ф. Шопена, навеянные образами родины, лирическими воспоминаниями о ней, событиями ее истории.
Музыкальный пример Ф. Шопен
Известны фортепьянные баллады Ф. Листа, Э. Грига.
В современной музыке получили распространение как вокальные, хоровые, так и инструментальные баллады
Термин «баллада» иногда применяется в соединении с обозначением других жанров, указывая на определенные черты содержания произведений, - симфония-баллада Н. Я. Мясковского, концерт-баллада А. К. Глазунова для виолончели с оркестром.
10. Учитель - Баллада живет и в наше время. Наиболее популярны песни – баллады. Их сочиняют профессиональные композиторы, актеры, художники, барды, тем, кому этот жанр близок и дорог, тем кому дух свободы и творчества необходим, как глоток воды в пустыне.
Музыка. Вальс – бостон А. Розенбаума
И во все времена баллада будет рассказывать нам об исторических событиях. Много произведений этого жанра посвящено событиям времен Великой Отечественной войны. Они прозвучат на уроке. (Музыкальные примеры).
Рефлексия
5 минут
12. Учитель - Вот и заканчивается наше путешествие в этот загадочный удивительный мир - Баллады. Что же вы узнали нового об этом жанре?
Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.
Учитель ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
Учитель
Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его сделали? (Дети рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её, если нет места на уроке, этот вид работы входит в домашнее задание).
Учитель
Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я попрошу вас ответить мне на эти вопросы. (Каждый ребёнок (или по желанию) берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный вопрос).
Выяснить, что ученики усвоили на уроке, в чём ещё затрудняются, получить обратную связь.
Ребята ставят «+», если уверены в знаниях; «-«, если не поняли: «v», если сомневаются
Заполняем карточки самооценки
ФИ ученика, класс :
1 .Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?
2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?
3. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на уроке?
4 Расскажешь ли ты о полученной информации своим родителям, друзьям, знакомым?
5
Учитель – До свидания! Я хочу вам пожелать, новых путешествий, новых встреч, новых открытий в мире музыки.
Звучит «Рефлексьон»