Тулинова Любовь Николаевна
Открытый урок по чтению для учащихся с интеллектуальными нарушениями А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат»
Открытый урок по чтению.
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Разработала и провела учитель высшей категории Тулинова Любовь Николаевна.
2018-2019 год.
Тема урока :А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…».
Цель: ознакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина
Публикация «Открытый урок по чтению для учащихся с интеллектуальными нарушениями А, С, Пушкин „Вот север, тучи нагоняя…“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Литературное чтение
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
«Вот север, тучи нагоняя…».
Задачи: совершенствовать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения;
коррекция интонационной стороны речи учащихся;
воспитывать любовь и чуткое отношение к родной природе, интерес к поэзии А. С. Пушкина.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, презентация, снежинки с текстами загадок и пословиц, ученица в костюме зимы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
Учитель. Ребята, отгадайте загадку:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница … .
Сегодня наш урок будет необычным, поэтичным, волшебным. К нам на урок придёт волшебница зима со своими сказочными снежинками, загадками, пословицами и поговорками.
(В класс под музыку входит ученица в костюме зимы со снежинками в руках, на которых записаны тексты загадок, пословиц, поговорок).
Зима. Здравствуйте, ребята! А вот и я, пришла волшебница зима. А вы любите зиму? Сейчас узнаем. Отгадайте мои загадки, продолжите пословицы и поговорки.
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт.
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт,
На всех садится,
Никого не боится.
Прозрачен, как стекло,
Не вставишь в окно.
Продолжите пословицы.
Береги нос в большой …. В зимний холод всякий …. Зимой много снега- летом много … .
А какие зимние приметы вы знаете?
Зима. Ребята, вы хорошо справились с моим заданием. В память о нашей встрече я дарю вам эти волшебные снежинки.
Учитель. О зимнем времени года сложено много не только загадок, пословиц и поговорок. Красоту зимней природы воспевали в своих произведениях знаменитые поэты, художники, композиторы.
II. Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом стихотворения.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений. Это стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и узнаем, как поэт рисует зимний пейзаж.
(Чтение стихотворения учителем).
2. Высказывание мнений о прочитанном стихотворении.
Учитель. Вам понравилось стихотворение? Какое чувство оно вызывает? А как поэт относится к зиме? (Он ею любуется). Какие образы себе представили, слушая это стихотворение? (Зима, ветер, мороз). На что похоже это стихотворение? (На сказку). Потому что оживают явления природы.
3. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
Учитель. Прочитайте самостоятельно стихотворение, найдите в тексте непонятные слова и попытайтесь объяснить их.
4. Словарная работа.
Брега – берега (старая форма слова);
пелена – сплошной покров; то, что закрывает, заволакивает со всех сторон; недвижная река – неподвижная река;
проказы – шалости;
клок – пучок, кусок.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
Учитель. Как у Пушкина сказано о первом снеге? (Снег рассыпался, повис на деревьях, сравнял берега реки).
Как он называет зиму? (Волшебница, матушка).
А зима действительно волшебница. Она преображает природу. Это время года обладает способностью рисовать одной белой краской, но многими оттенками.
И какие же чудеса творит зима? (Пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла).
Эти слова-глаголы поэт использует для того, чтобы ярче представить наступление зимы. Что зима действительно как живое существо. Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо.
А как поэт назвал действия зимы? (Проказы). Давайте определим ритм стихотворения (ритм идущего человека).
Найдите и прочитайте строки, в которых картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, весельем (две последние строчки).
Все любят проказы матушки зимы. Кто-то любит за мороз, который румянит щёки, пощипывает нос, рисует узоры на оконном стекле. Кто-то за первый снег, серебристый иней, пушистый наряд на деревьях и крышах домов. А кто-то за снежные метели, вьюги, сугробы.
А вы за что любите зиму?
Каким явлением природы вы больше всего любуетесь зимой? (снег идёт).
А в какие игры любите играть? (игра в снежки).
6. Физминутка.
Учитель. Мы сейчас встанем и попробуем ловить снежинки, а потом поиграем в снежки.
(Учащиеся делают движения под музыку: ловят снежинки и играют с зимой в снежки).
Учитель. Ребята, а какие меры предосторожности нужно соблюдать зимой? (тонкий лёд на водоёмах, гололёд на дорогах, сосульки с крыш).
На сколько частей можно разделить это стихотворение? (на 2 части). О чём говорится в 1-ой части стихотворения? (Зима идёт). А во 2-ой? (зима пришла).
Кто, кроме зимы, действует как живой? (север).
Почему вы так думаете? (он дохнул, завыл).
7. Работа над выразительностьючтения.
Учитель. Как вы считаете, какие слова нужно выделить в 1-ой части стихотворения? (север, дохнул, завыл, волшебница зима).
А какие слова нужно выделить во 2-ой части стихотворения? (пришла, рассыпалась, повисла, ковром, пеленою, проказам).
Подчеркните эти слова на листочках и постарайтесь выделить голосом при чтении. Давайте повторим правила выразительного чтения.
Читаем громко, чётко проговаривая слова.
Читаем, неторопливо, останавливаемся на знаках препинания, без ошибок.
Читаем выразительно, красиво, с «душой»,
как это сделают учащиеся нашего класса Куцевалов М. и Сухорукова Н.
(Остальные учащиеся также читают стихотворение, соблюдая правила выразительного чтения).
(Мартысевич Д., Маковецкий А., Ткачук А. рисуют картинки о зиме).
Учитель. Красоту зимней природы Пушкин воспевал не только в этом стихотворении, но и в других. Например, «Зимнее утро».
Зимней природе посвящают свои стихи и другие известные поэты: С. Есенин, Ф. Тютчев, И. Никитин, И. Суриков. Художники неоднократно обращались к теме зимнего пейзажа: Саврасов, Шишкин, Грабарь. Многие композиторы посвятили зиме свои музыкальные произведения. Одно из них: «Времена года» П. И. Чайковского. (Прослушивание записи «Времена года» П. И. Чайковского).
Учитель. Что услышали в музыке?
Что почувствовали?
Встреча с волшебницей зимой подошла к концу.
III. Рефлексия. Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал… … … … .
IV.Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Мартысевич Д., Ткачук А. Маковецкий А. рассказывают о проказах матушки зимы.
V. Итог урока.
С каким стихотворением сегодня познакомились?
Кто автор этого стихотворения?
Понравилось ли вам это стихотворения?