Любовь Неплюева
Урок музыки в школе для детей с интеллектуальными нарушениями «Образ природы в произведениях музыки и живописи» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Образ природы в произведениях музыки и живописи». 6 класс.
Цель:
• Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Публикация «Урок музыки в школе для детей с интеллектуальными нарушениями „Образ природы в произведениях музыки и живописи“ в 6 классе» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки с другими видами искусства.
• Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
познавательные:
• показать учащимся на примере произведений П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова, Вивальди, И. И. Левитана взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
• дать представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
развивающие:
• развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
• развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.
• Развитие чувства ритма, памяти, внимания
воспитательные:
• воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
• помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
коррекционные:
• коорегировать положительные эмоции
• коррегировать звукопроизношение
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
• объяснительно-иллюстративный
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
• ситуация занимательности
• сравнение, анализ, обобщение
• приём сопоставления со смежными видами искусств
по источнику информации и характеру деятельности:
• словесно-индуктивный (беседа, наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).
Материалы к уроку :
Зрительный ряд: (оформление доски)
• Портреты художника И. Левитана, композиторов П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова; А. Вивальди
• Репродукции картин И. Левитана «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».
• Мультимедийная презентация в Power Point.
Музыкальный ряд :
• Г. В. Свиридов «Весна. Осень»;
• П. И. Чайковский. Пьесы «Осенняя песня» и «Подснежник» из цикла «Времена года»;
• Песня «Вечерний звон» русская народная песня, стихи И. Козлова; «Вечерний звон» ансамбль «Золотая стрела»
План урока.
Тема нашего урока «Природа в музыке и живописи». Искусство и природа не отделимы друг от друга. Композиторы, поэты, художники в своих произведениях раскрывают тему родной природы, воспевают её красоту, учат нас охранять, любить и беречь окружающий нас мир.
1. Послушайте стихи и определите, какое это время года.
Вот клин журавлиный плывёт над землёй,
Прощаясь с родными полями.
А жёлтые листья, в вальсе кружась,
Ложатся златыми коврами. (осень)
2. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес ещё темнеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (зима)
3. Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистый последний снежок. (весна)
4. Проснёмся утром, побежим в луга,
Где с небом тихо шепчется река.
В лугах ромашки, васильки-
Цветов поляны у реки. (лето)
Проговаривание словарных слов зима, осень, весна, лето.
Времена года
Учитель:
Назовите композиторов, которые рассказали нам о временах года в музыке.
П. И. Чайковский, Антонио Вивальди
Мы знакомились с произведением «Осенняя песня», «Зима»
Послушайте, какое звучит произведение? (поднимают табличку с названием).
«Осенняя песня»
Какое настроение передаёт композитор, характер музыки?
Таблички печально, грустно, медленно, тихо.
- Почему Чайковский назвал ее "Осенней песней"?
Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?
- поникшие, плачущие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.
- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.
Работа с рисунком
Найдите и раскрасьте музыкальный инструмент, который звучал (фортепиано)
А теперь послушаем музыку А. Вивальди «Зима»
Какая зима по настроению? Яркое солнце, искристый снег, катание на лыжах, игра в снежки, а может колючий ветер, мрачное небо, метель?
Характер музыки грустный.
Обведите музыкальный инструмент на рисунке (скрипка)
Что помогло композиторам нарисовать нам картины зимы и осени?
Музыкальные краски темп, лад, динамика звука.
А что помогает художникам писать картины?
Краски
Когда на картинах изображена природа, это называется пейзаж. (проговаривание слова)
Художник И. И. Левитан.
Великого русского художника Исаака Ильича Левитана называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат.
(Обзор и анализ картин «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон»)
Слушание «Колокольный звон»
Назовите картину Левитана, которая ожила изазвучала
«Вечерний звон» что изобразил художник. Какое время года?
Послушайте русскую народную песню на стихи И. Козлова «Вечерний звон»
А теперь примем участие в исполнении (подпеваем «Бом-бом»)
Слушание песни в современной обработке ансамбль «Золотая стрела»
Мы сегодня были слушателями, а теперь станем исполнителями и расскажем о природе в песнях.
Распевание
«Эхо», «Дождик» (ритмическая разминка)
Песни с предметами
Снежинка «Три белых коня»
Листья жёлтые «Чудная пора»
Ягоды «Лето»
Веточка «Выглянуло солнышко»
Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе.
Вот и мы попробуем себя в качестве художников.
Рисунки к произведению Г. Свиридова «Весна и осень» (слушание)
Учитель: Мы сегодня доказали, что между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.
– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.