Эмрахова Валида
Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
• Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Публикация «Открытый урок по литературному чтению на конкурс „Учитель года-2018“ на тему „И, А, Крылов „Мартышка и очки“ в 3 классе» размещена в разделах
- Женский день. Сценарии праздников 8 марта
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Литературное чтение
- Литературные викторины и конкурсы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Обезьяна, обезьянка
- Учитель года
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
• Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
• Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
• Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
• Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
Воспитательные:
• Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
• Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
• Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
• Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л. Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», интерактивная доска, «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.
Ход урока
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
-Как же приятно на душе, так и хочется сказать вам доброе «Здравствуйте!» и услышать от вас в ответ теплое «Здравствуйте!»
Позвольте представиться. Прошепните мне каждый свое имя навстречу….
-Ребята, скажите пожалуйста, каким общим словом можно объединить и те стихи, которые я вам читала, и ту музыку, которую вы слышали, и те картины, что вы видели?
-КРАСОТА
-Такое волшебное и чарующее слово, не правда ли? Как нежно звуки этого слова переплетаются между собой и очаровывают нас.
-Какой сейчас у нас урок? О какой красоте может идти речь на уроке литературного чтения? (О красоте слов, о красоте речи)
- «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
-Итак, сегодня мы будем говорить о… (Ответы детей)-
1. Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Ролик.
-Рассмотрите репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрым, проницательным, мудрым)
- Таким же мудрым и проницательным запечатлил баснописца в бронзе великий русский скульптор Петр Карлович Клодт. Он находится в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов. Пьедестал памятника украшают фигурки персонажей басен Крылова. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова.
- А сейчас мы окунемся в историю. Каких великих баснописцев вы знаете?
- Давайте вспомним, что такое басня?
Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В баснях содержится мораль,поучение.
-Для чего нужны нам басни?
-Басни нужны нам для того, чтобы избавляться от своих пороков, т. е. от своих дурных привычек.
- Басни Крылова, в отличии, например, от басен Л. Н. Толстого, написаны в стихотворной форме. Герои Крылова всегда животные,но имена животных написаны всегда с большой буквы. Как вы думаете, почему?
- Под животными И. Крылов подразумевал людей.
2. Вспомните их и назовите басни, из которых взяты эти строки:
«У сильного всегда бессильный виноват» (басня «Волк и ягненок»)
- «Сильнее кошки зверя нет» (басня «Мышь и крыса»)
-«А Васька слушает, да ест» (басня «Кот и повар»)
-«Видит око, да зуб неймет» (басня «Лисица и виноград»)
-«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (басня «Квартет»)
-Ребята, а кто из прочитает отрывки из басен Крылова? А может кто-то инсценировать басню?
3. Сегодня мы познакомимся с басней «Мартышка и Очки». Перед чтением мы познакомимся с новыми словами и словосочетаниями:
Полдюжины- 6
Темя – верхняя часть головы
Нанижет – надеть на нитку подряд
«К худу клонит»- к плохому клонит
Невежда- необразованный, малограмотный человек
Невежа – грубый, невоспитанный
«Слаба глазами стала» - слепая, плохо видит
«Зло еще не так большой руки» - незначительно, невелико.
«Пропасть» - отчаяние, негодование
«А проку на волос нет в них» - отсутствие пользы
«Хватила о камень» - ударила, разбила
«Брызги засверкали» - разбились
4. Слушаем басню «Мартышка и очки». Иван Крылов. Образцовое чтение учителя
Итак, давайте разбираться:
-Кто из вас видел Мартышку?
-Многие конечно. Это мелкая обезьянка, проводящая больше времени на деревьях, обитает в Африке, Южной Америке и юго-восточной Азии)
1. Почему Мартышка решила завести Очки? (Стала слаба глазами)
2. Что делала М. с Очками? (вертит очками так и сяк, то к темю их при жмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их подлижет)
3. Что случилось с очками в итоге? По какой причине? (М. тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали)
-Какое чувство вызывает у вас этот персонаж (сочувствие)
-А как относится к ней Крылов? (он тоже ее жалеет, потому что ее невежество только смешит всех вокруг).
-Почему Очки М. не помогли? (М. не могла пользоваться Очками)
-Как вы думаете, для чего баснописец написал эту басню? (Очевидно, он хотел научить нас, как действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках.)
- А теперь давайте почитаем мораль басни. (К несчастью….)
-Посмотрите и скажите, какие выражения из басни стали крылатыми?
(Мартышка к старости слаба глазами стала…. Тот дурак, кто слушает людских всех врак).
- Найдите слова, которые помогают нам раскрыть образ героя?
1. «Мартышка к старости глазами стала» -старая, слабое зрение
2. «Вертит очками так и сяк…» - не знает, как ими пользоваться
3 «Тьфу пропасть…» - взрывная, нетерпеливая, невоспитанная, грубая.
-Что в басне вызвало вашу улыбку? (То, как Мартышка примеряла очки, не правда ли. Но какой был наш смех? Он был добрым, не злым.
5. Физкультминутка
6. Чтение текста детьми
-1 строку учитель, 2-ю дети
-По ролям
-Бинарное чтение
7. Конкурс для групп «Найди пару»
Вам предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен ( например: Стрекоза- Муравей, наклеить пары на лист бумаги
8. Конкурс знатоков
Задача: восстановить текст басни И. Крылова, вписав пропущенные слова
9. Синквейн
Первая строка — тема синквейна.
Вторая строка — два прилагательных
Третья строка — три глагола
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая ваше личное отношение
Пятая строка -одно слово, обычно синоним
10. Кластер (в парах)
Басня-басенный-баснописец- побасенки
11. Конкурс в группах «Шесть шляп»
Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою
Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя
Синяя шляпа (размышление) - дайте совет герою или читателю
Белая шляпа (учёный) - чему следует поучиться у героя.
Черная шляпа (критик)
Зелёная шляпа (творчество) продолжите басню рассказом.
12. Закладки
13. Итог
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью)
- Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)
-С чего мы начинали урок? (С красоты) Спасибо вам за то, что так замечательно работали на уроке, вашей учительнице, которая подарила вам добрые знания. И в память о нашем уроке хочу подарить вам книгу с баснями И. Крылова. Читайте и становитесь мудрей.
- Встаньте, ребята. Подарите нашим гостям красивые улыбки, как символ ваших красивых сердец.