Ларина Светлана
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе учащихся с ЗПР «Звук [р], [р’]. Буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Звук [р] [р"].Буква Р
Тип урока : Комбинированный.
Цели урока : Создать условие для создания и осмысления нового материала.
Знакомство с согласными звуками [р р"] и буквами Р р. Учить узнавать граф. образ букв.
Планируемые результаты (предметные) :
имеют представление о звонких и глухих согласных, различают твердость и мягкость согласных звуков, владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р.
Публикация «Открытый урок по литературному чтению в 1 классе учащихся с ЗПР „Звук [р], [р’], Буква Р“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
познавательные: представляют информацию в виде схем, извлекают необходимую информацию, иллюстрации, схемы; делают выводы в результате совместной работы.
коммуникативные: умеют строить речевое высказывание, учитывать различные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников.
регулятивные: планируют решение учебной задачи, высказывают свое предположение, проговаривают последовательность своих действий на уроке, делают выводы и обобщения.
личностные: проявляют интерес к учебному труду, оценивают себя в соответствии с определенной ситуацией, устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Основное содержание темы: Согласные звуки [р"] [р] твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Заглавная печатная Р, строчная печатная р
Слого -звуковой анализ слова.
Образовательные ресурсы: Слоги, карточки с буквами;
раздаточный материал (карточки для составления звуковой схемы слова, карточки с буквами,демонстрационный материал для чтения слогов "Кораблики", иллюстрации.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок, все за парты сядем дружно, начинать работу нужно.
II.Повторение пройденного.
1. Сегодня к нам в гости пришла девочка, вместо ножек у нее хвостик. Догадайтесь, кто это ( Ответ: русалочка)
А как ее зовут ( Ответ: Ариэль)
Она хочет узнать, что вы уже знаете о звуках и буквах.
2. Какие бывают звуки ( Ответ: гласные, согласные)
Чем отличаются гласные от согласных ( Ответ: гласные можно петь, а согласные нет)
Назовите звуки с которыми мы уже познакомились. ( Ответ: а, о, у, ы, и, т, н, с, л)
Чем отличаются буквы от звуков ( Ответ: Буквы мы видим, пишем, звуки слышим и произносим)
III.Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, хотите узнать, с какой? Давайте с вами покажем, как рычат тигры. -Р Р Р.
Вороны кричат- Карр, карр.
Едет мотоцикл- Р Р Р.
Какой звук произносили ( Ответ: РРР)
Какой это звук ( Ответ: согласный. встречаем препятствие при произношении, язык дрожит.)
IV.Усвоение новых знаний.
1. Упражнения со звуком [р"] [р].
Расскажите мне, где живет русалочка ( Ответ: на дне моря).
Сейчас она будет загадывать вам загадки про своих морских друзей, а вы будете отгадывать и определять, где стоит звук [р] в словах отгадках, в начале, в середине или в конце.
-Он клешнями щиплет больно,
И кричит, с меня довольно!
Я устал, я вам не раб!
Распугал соседей (Краб)
-На лошадку так похоже,
А живет он в море тоже,
Вот так рыбка, скок, да скок-
Прыгает (Морской конек)
-Как у рака много ножек,
На него чуть чуть похоже,
Красный панцирь, любит море,
Порезвиться на просторе.
(Креветка)
-Ракообразная малышка
Меняет цвет, уж это слишком!
Морских глубин цветная детка,
Та симпатичная (креветка)
-И на суше и в воде,
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме (Черепаха)
-Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть, не мигаю.
Крылья есть, не летаю.
(Рыба)
-Удивительные вещи!
Вместо рук - большие клешни,
Под водою он живет,
Ходит задом наперед.
(Рак)
Направо - вода, и налево - вода,
Плывут здесь суда и туда, и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
(Море)
За правильные ответы, вы будете получать морские звезды, у кого больше всех окажется в конце урока, того ждет сюрприз. Только у нас с вами есть правило правой руки. -Чтобы ответить, нужно поднять руку.
Выделение твердого и мягкого звука в словах-отгадках.
Мы с вами много поработали, ваши глазки устали, давайте с вами отдохнем.
(Физминутка для глаз)
Темно - глазки закрыть,
Бабочка - глазками похлопать.
2. Звукобуквенный анализ слов. Составление схемы слов.
Ариэль приглашает Нас в морскую экскурсию.
На каком виде транспорта мы с Вами отправимся, отгадайте загадку.
Загадка:
По волнам бежит отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
(Пароход)
Она предлагает Вам поселиться в каюты, и вручает Вам билеты с изображение ее друзей из мультфильма. Теперь мы заводим моторчик [р р р],и в путь.
Пока плывем по морю, давайте с вами вспомним, как звали морского царя, отца Ариэль, и кого он всегда просил присматривать за своей дочкой. (Тритон, рак)
Приготовьте свои квадратики и буквы : давайте с вами прохлопаем, сколько слогов в слове рак (один,назовите первый звук [р],поднимите квадратик (синий, твердый).
Второй звук [а],поднимите квадратик (гласный, красный)
Сколько звуков в слове? (3) Закройте буквами.
А теперь разберем с Вами второе слово. (Тритон-разбор)
Вывод: какой звук [р] в слове твердый и мягкий и всегда звонкий.
Работа с,лентой букв,
(Физминутка)
3. Артикуляционнная разминка (проговаривание чистоговорки)
Мы приближаемся с Вами к островам с буквами. Сейчас мы с вами разомнем свои язычки, давайте вместе проговорим: идет -ра -ра -ра, начинает игра (в конце хлопаем в ладоши);-ро -ро -ро, у нас новое ведро;-ру -ру -ру, в лесу заяц грыз кору. -ри -ри -ри, двор убрали, раз, два, три. Молодцы!
Всегда ли одинаково произносится [р]( Ответ: твердый, мягкий)
4. Чтение слогов на доске, плакат с кораблем.
Давайте с Вами вспомним, как мы читаем с Вами слоги (кораблик движется от одной буквы, к другой)
V.Работа в печатной тетради и на отдельных листочках.
Наша морская экскурсия потихоньку подходит к концу. Давайте покажем Ариэль, как мы умеем писать печатную букву Р. На что похожа буква Р.
Буква Р на мачте парус,
В даль плывет, небес касаясь.
Букву Р писать не сложно,
Справа к палочке осторожно
Нарисуем мы кружок,
И получится флажок.
Откройте тетради, посмотрите внимательно, из каких элементов состоит буква Р.
Сколько клеток занимает буква Р? Сядьте правильно, и (поставьте кулачок между грудью и партой, спина прямая, уголок тетрадки смотрит на вас, пропечатайте букву Р через клетку до конца строки.)Молодцы!
5. Дидактические упражнения на листиках
Раскрась букву Р.
Раскрась картинки и соедини их с буквой.
VI.Рефлексия учебной деятельности.
Итак, давайте с вами вспомним, какие цели и задачи мы ставили в начале урока?
Что нового вы сегодня узнали, чем научились? Давайте посчитаем, у кого больше морских звездочек? Кто работал хорошо на уроке.