Ольга Печникова
Урок письма и развития речи в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме «Имя прилагательное»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Имя прилагательное
Цель. Повторить, систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме “Имя прилагательное”.
Задачи.
Образовательные:
1. Систематизировать знания, необходимые при изучении нового материала, проверить уровень усвоения материалов предыдущих уроков, выявить проблемы и устранить недостатки;
2. закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
3. формировать умения безошибочно находить имена прилагательные в предложениях и текстах;
Публикация «Урок письма и развития речи в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме „Имя прилагательное“» размещена в разделах
4. пополнять практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных, обращая внимание на роль прилагательных в речи;
5. закреплять навык написания падежных окончаний прилагательных;
Коррекционно-развивающие :
1. продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся;
2. способствовать развитию всех видов памяти, мышление, внимание, воображение;
3. способствовать формированию грамматического строя речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить излагать свои мысли;
4. способствовать активизации познавательной деятельности через выполнение различных форм учебной деятельности;
5. способствовать активизации словарного запаса учащихся;
6. продолжить развивать навыки самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, групповых, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с текстом;
7. способствовать повышению эффективности умственной деятельности учащихся на основе использования нестандартных заданий, игровых моментов;
8. продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием учителя, конструирования устного ответа,
Воспитывающие:
1. прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;
2. воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха;
3. воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, в паре, в коллективе;
4. Способствовать формированию волевых качества: трудолюбие, аккуратность, умение доводить дело до логического конца.
Оборудование: карточки с названием темы и задач урока, оценочные листы, смайлики, цветные конверты с заданиями, карточки с буквами для проверки, карточки с прилагательными и существительными, карточки с алгоритмом проверки падежных окончаний, листы с тестовыми заданиями, магниты, фломастеры, презентация.
I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку.
II. Объявление темы и определение цели и задач урока.
1. - Наша русская речь состоит из частей, и каждая часть имеет свое название.
- Посмотрите, пожалуйста, вокруг.
- Что вы видите? (предметы).
- Как называется часть речи, которая обозначает предметы? (имя существительное).
- А теперь внимательно всмотритесь в эти предметы.
- Какие признаки предметов вы можете назвать? (цвет, форма, размер, материал, вкус, запах, аромат, характер и др.)
- Как называется часть речи, которая обозначает признаки предметов и прилагается к ним? (имя прилагательное)
- Какая тема нашего урока? (Имя прилагательное) (На доске размещается запись на карточке «Имя прилагательное»)
- Мы много уроков изучали эту тему и получали новые знания об имени прилагательном, сформулируйте тему и задачи урока сами.
(повторять, закреплять, обобщать, систематизировать знания, узнавать новое) (На доске размещаются записи на карточках «повторять», «обобщать», «закреплять», «узнавать новое» «систематизировать»)
2. Определение воспитательного значения урока. СЛАЙД № 1-9
- Посмотрите слайды и скажите, какой одной темой они связаны? (о дружбе)
- Сегодня на уроке вместе, сообща будем решать задачи, помогать и поддерживать друг друга, как настоящие друзья.
III. Этап систематизации знаний;
1. Словарная работа
- У вас на парте лежат разноцветные конверты, найдите конверт желтого цвета, откройте его и достаньте содержимое. Перед вами буквы (Из конверта желтого цвета учащиеся достают карточки с буквами И, Е, А, О)
- Прочитайте буквы, положите их перед собой и послушайте задание 1:
ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ:
1. Возвышенное место выступающего или сооружение с рядами скамеек для зрителей на спортивном стадионе (ТРИБУНА) СЛАЙД № 10-14
- Покажите карточку с буквой, которая пропущена в слове (И);
- Прочитаем слово все вместе;
2. Сладкое кондитерское изделие, лакомство в виде шарика, батончика, плиточки (КОНФЕТА) (О);
3. массовый праздник, показ, смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино (ФЕСТИВАЛЬ) (Е, И);
4. Очень красивый, замечательный, необыкновенный, великолепный (прекрасный) (Е);
- Прочитайте все слова и назовите слово, которое отличается от всех остальных (прекрасный)
- Почему? (обозначает признак предмета)
- Именам прилагательным посвящен наш урок!
- Что мы знаем об имени прилагательном? (часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы, изменяется по)
- Как можно назвать эти слова? (словарными)
- Почему? (их нельзя проверить, надо запомнить, о написании их можно узнать в словаре)
- У вас на столах лежит конверт розового цвета, откройте его и достаньте содержимое. (Из конверта розового цвета учащиеся достают оценочный лист)
- Перед вами оценочный лист. После каждого выполненного задания вы будете сами себе ставить оценки: если задание выполнено верно – ваш смайлик будет улыбаться, если допустили 1 ошибку – он задумается, 2 и более – загрустит (Показ символических оценок)
- Возьмите фломастер и оцените свою работу со словарными словами в 1 задание.
- Чей смайлик доволен работой своего хозяина? Молодцы!
2. Физминутка «Австралийский дождь»
3. Нахождение прилагательных в предложении.
- Что такое части речи? (слова)
- Попробуем из слов что-то построить.
- Что можно построить из слов? (предложение).
- Мне нужна ваша помощь и поддержка.
(Все учащиеся получают карточки со словами для построения 1 предложения)
Задание: ПОСТРОИТЬ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Верный, преданный, надежный друг не бросит в беде.
- Прочитать каждому свое слово.
- Построить предложение.
- Прочитать предложение.
- Назвать правила написания предложения.
- Выйти из предложения прилагательным.
- С каким существительным связаны?
- Какие еще части речи есть в этом предложении?
- Какое слово главное в предложении? (имя существительное)
Вывод: Имя существительное выполняет действия и имеет признаки.
- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в коллективе с предложением во 2 задание.
4. Изменение имен прилагательных по родам
- Как изменяются имена прилагательные? (по родам, по числам, по падежам)
- Сейчас вы снова будем работать вместе, по рядам. У меня в руках 3 карточки со словами, приглашаю по одному человеку из ряда, выбрать любое слово (Выбрали – 1 ряд «книга», 2 - «друг», 3 - «задание»)
ПОДОБРАТЬ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ :
Книга – научная, старинная, поучительная
Друг – надежный, школьный, добросердечный
Задание – домашнее, сложное, короткое
(Проверка)
- Почему выбрали эти прилагательные? (книга ж. р. – прилагательные тоже ж. р. и т. д.)
- Осталось слово «ценные». Почему не выбрали? (имя прилагательное мн. ч.)
- Подберите имена существительные к прилагательному «ценные» (бумаги, монеты, марки) – значит очень редкие.
- Составьте предложения со словом «ценные».
Вывод: Имя прилагательное зависит от имени существительного – в роде и в числе.
- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в группе с прилагательными в 3 задание.
- К слову друг вы подобрали прилагательное «добросердечный». Объясните смысл этого слова. (Человек, обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый) Слово состоит из 2ух корней – добр: от слова «добро», сердеч: от слова «сердечко»+о+н+ый=слово «добросердечный».
5. Написание падежных окончаний имен прилагательных.
а. Повторение правила:
- 4 смелых прошу к доске.
- Повторим алгоритм написания падежных окончаний имен прилагательных.
Вы получаете карточки с этапами проверки написания окончаний и должны встать в правильной последовательности.
(4 ученика выходят к доске выполнять задание)
1. Найду имя существительное
2. Ставлю вопрос
3. Смотрю на окончание вопроса, какое окончание у вопроса, такое окончание надо писать у прилагательного
4. Пишу
б. Отработка правила написания окончаний имен прилагательных
- У вас на парте лежит конверт голубого цвета, откройте его и достаньте содержимое. (Из конверта голубого цвета учащиеся достают карточку с пропущенными окончаниями имен прилагательных, рядом записаны варианты, правильное окончание обводят красным фломастером)
Задание: ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
без нов… пальто ого, ова, ога
о ярк… звезде ай, ой, ом
в дремуч… лесу им, ем, ей
- Проверка. СЛАЙД № 1 НА И. Д.
- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу с окончаниями прилагательных в 4 задание.
6. Роль прилагательных в русском языке. Нахождение прилагательных в тексте.
- Сейчас мы выясним, для чего в русском языке нужны прилагательные?
- Сравните 2 текста: СЛАЙД № 15
Пришла в. сна. В неб. поют птицы. З. мля прогрелась со. нцем. В п. лях тает сне. .
Пришла дружная в. сна. В син. м неб. поют первые птицы. З. мля пр. грелась теплым со. нцем. В п. лях тает последн. й сне..
- Какой текст понравился больше? Почему?
- Для чего в русском языке нужны прилагательные? (помогают описать предметы – их форму, цвет, размер, материал; делают нашу речь яркой, выразительной, точной, понятной) (Задание выполняется в парах – учащиеся распределяются по парам)
- Я раздаю парам конверты сиреневого цвета, откройте их и достаньте содержимое. (Из конверта сиреневого цвета учащиеся достают карточку с текстом с пропущенными буквами)
Задание: ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
- Пара, выполнившая задание первой поднимает руки.
- Проверка. СЛАЙД № 2 НА И. Д.
- Возьмите оценочный лист и оцените свою парную работу с пропущенными буквами в 5 задание.
7. Проверка знаний. Выполнение тестовых заданий. (Тест выполняется со сменой места)
1. Прилагательное обозначает :
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
2. Прилагательное отвечает на вопросы :
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) какой? какая? какое?
3. Прилагательные изменяются :
а) по родам, по числам, по падежам
б) по родам, по числам, по временам
в) по числам, по лицам, по временам
4. Найди прилагательные :
а) герой
б) грузовая
в) собирать
5. Найди прилагательные женского рода :
а) кислый, дождливый
б) слабая, острая
в) ясное, чистое
6. Найди прилагательные множественного числа:
а) вишневый, стеклянные
б) открытые, желтые
в) хрупкие, грязное
8. Подведение итога. Рефлексия. Оценивание своей работы.
- Какие задачи стояли перед нами?
- Кто считает, что справился с этими задачами? Подсчитайте смайлики и поднимите карточку с изображением, которое рисовали в оценочном листе чаще других.
- Покажите свое настроение, а я покажу свое. СЛАЙД № 16 (мое настроение)
- Я рада, что наши настроения совпадают.
- Урок закончен. Спасибо за прекрасную работу!