МААМ-картинки

Открытое занятие во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Что там, в небе голубом?»

Екатерина Корабельщикова
Открытое занятие во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Что там, в небе голубом?»
▼ Скачать + Заказать документы

Что там, в небе голубом?

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Школа с углубленным изучением английского языка № 1371

Структурное подразделение № 4

Открытое занятие во второй младшей группе № 4

Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность

«ЧТО ТАМ В НЕБЕ ГОЛУБОМ

Воспитатель: Корабельщикова Е. В.

апрель 2015г

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Публикация «Открытое занятие во второй младшей группе, Познавательно-исследовательская деятельность „Что там, в небе голубом?“» размещена в разделах

Актуальность исследовательской деятельности : современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон). Ребенок сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опыты и эксперименты помогут сформировать мотивационные основы познавательного развития детей.

Цели занятия :

• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности;

• Формировать представления о ветре и его свойствах;

• Понять, как может использоваться сила воздуха (реактивное движение)

• Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой - может двигать предметы.

• Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;

• Развивать речь детей, активизировать их словарь;

• Научить пускать мыльные пузыри и делать вертушку.

Задачи занятия :

o Расширять:

- представление детей о физических свойствах воздуха;

- представление детей о значимости воздуха в жизни человека;

- словарный запас

o Развивать

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарь: надуть-сдуть, прозрачный, невидимый, реактивный двигатель, поршень, вертушка.

Предварительная работа: подготовить оборудование для экспериментов.

Материалы и оборудование: пакеты, воздушные шары, шприцы, емкости с водой, соломинки, вертушка, мыльные пузыри, веревочки, апельсин, духи, краска, кусочки салфетки, фен, веер, жидкое мыло, емкость с водой и бумажный кораблик.

Ход занятия:

Организационный момент.

Вводная часть.

Дети сидят на стульчиках (полукругом) раздается стук в дверь.

- Ой, ребята, кто –то стучит, пойду посмотрю кто к нам пришел?

- Здравствуйте, проходите!

- Ребята посмотрите кто к нам пришел? (В. Держит в руке игрушку Петрушка) .

- Вы знаете кто это?

- А откуда вы его знаете?

- Посмотрите на Петрушку, он почему – то грустный.

- Что случилось? Скажи мне на ушко.

- Ребята, говорит, что его друг Ветерок спрятался и он не может его найти. Петрушка из – за этого очень расстроился. Он очень любил играть со своим другом.

Основная часть.

Беседа.

- Попробуем его найти в нашей группе? Дети ищут (не находят, присаживаются отдохнуть) .

Где же можно ветерок встретить? (на улице- деревья качает, пыль, песок поднимает). А мы его видим? Нет. Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы – гонит по небу облака, пыль поднимает, ветки на деревьях качает. Получается ветерок – невидимка.

- А какие предметы помогут сделать ветерок? (вентилятор, фен, мельница, веер) (выставляются картинки)

А мы сами можем ветерок сделать? Как?

- Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. (Предлагаю детям сделать то же самое) .

- Что почувствовали?

-Какой ветерок?

- При ветерке стало холоднее или теплее?

-А что такое ветер? Это движение воздуха. Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим. Воздух вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох, и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа вокруг – всем нужен воздух, чтобы дышать. Кому ещё нужен он, кроме людей? (зверям, птицам, растениям) А столу, книге нужен?

- Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.

- Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка).

- Ребята, а как ещё мы с вами можем сделать ветерок? Чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я вам раздам вату (или кусочек салфетки)

- Посмотрите на меня, для того чтобы наш ветерок подул нужно - губы трубочкой - вата (кусочек салфетки)лежит на ладони. Я дую? (дую, вата, (салфетка) улетает). А теперь сами попробуйте сдуть пушинки с ладони. Молодцы научились делать ветерок.

- Давайте подарим нашему другу вату (салфетку, чтобы он мог дома поиграть.

Игра с веером.

-Посмотрите, что у меня есть. Это что? Веер. А для чего он нужен? Возьмите и попробуйте помахать веером и почувствуйте прохладу. Нравится?

Вот какой ветер-невидимка.

Эксперимент 1

«Холодный, горячий воздух»

Цель эксперимента: показать что воздух может быть холодным и теплым.

Выполнение эксперимента:

- Воздух может быть теплым и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).

- А теперь сделайте губки трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).

- Ребята, а давайте расскажем и покажем Петрушке, какое мы знаем стихотворение про ветерок :

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Всё я видел. Только ветер

Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь) .

-Иногда такое бывает, что дверь сама открылась. Это ветерок постарался.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо.

(помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо.

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(потянуться вверх)

Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть.

(маршируем) .

Эксперимент 2

Игра с воздушными шарами и полиэтиленовыми пакетами.

Цель эксперимента: показать что вокруг нас и внутри нас находится воздух; обратить внимание, что он прозрачный, невидимый. легкий.

Выполнение эксперимента:

- А мы с вами можем надувать разные предметы, например воздушные шарики?

- Почему шарики мы называем воздушными? Правильно, потому что в нём воздух. А где ещё есть воздух?

- Я буду надувать воздушный шарик. А вы весёлые пакетики (разрисованные полиэтиленовые пакеты). (Если у детей не получается, то можно предложить «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет.) Затем у кого получится надувают шарики. Скажите, а откуда внутри надутого шарика воздух? (ответы детей). Внутри нас есть воздух.

Петрушка наблюдает за действием детей: «Молодцы ребята, хорошо у вас получается!»

Эксперимент 3

«Угадай какой запах?»

Цель эксперимента: обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.

Выполнение эксперимента:

- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

(Высказывания детей) .

- У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом… .

Какой у него запах? (у него нет запаха)

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной :

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

- А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

- Ребята давайте я вас научу, как с ветерком можно по-разному играть, если научиться сильно, дуть.

Эксперимент 4

Опыт с мыльными пузырями.

Цель эксперимента: научить пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что внутри нас есть воздух и при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.

Выполнение эксперимента: Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?

Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них… дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его. Значит внутри нас есть воздух. А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)

-Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?

-Мы надули их через волшебную палочку воздухом.

-Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.

-Какие пузыри? Легкие, воздушные… потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха?

Эксперимент 5

Игра с вертушкой.

Цель эксперимента: показать, что без ветра, вертушка не крутится.

Выполнение эксперимента:

-Ребята, а как вы думаете, вертушку можно заставить крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем. Вот какие мы молодцы! А ветер настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.

Эксперимент 6

Опыт с корабликами на воде.

Цель эксперимента: показать, что без ветра, корабли не плывет.

Выполнение эксперимента:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Тот бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- А вы хотите попробовать? Где плавают кораблики? Наше море будет в тазиках. Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим, как можно гнать по волнам маленькие парусники. (в нескольких тазах с водой плавают парусники). Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?

Эксперимент 7

Реактивный шарик

Цель эксперимента: помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Выполнение эксперимента: надуваем и отпускаем шарики и смотрим на траекторию полета. Обращаем внимание, что чем больше надут шарик, тем дальше он улетает. Воспитатель рассказывает, что такой же принцип используется в реактивных двигателях самолета.

Эксперимент 8

Упрямый воздух

Цель эксперимента: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы.

Выполнение эксперимента: рассматриваем устройство шприца, отжимаем поршень вверх, вниз. Затем закрываем отверстие пальцем и пробуем отжать поршень. Смотрим, что получится. (поршень двигается с трудом и воздух давит на пальчик

Направляем струю воздуха из шприца на кусочек салфетки. Смотрим, что произойдет.

Набираем в шприц подкрашенную воду. Смотрим как движется поршень (легко) и внутрь шприца набирается вода.

- Петрушка: Мне очень понравилось у вас в гостях. Спасибо, что рассказали много интересного про моего друга. Теперь я знаю, что ветерка не видно, но мы можем его почувствовать.

Рефлексия. Итог занятия.

- Вот мы и нашли друга Петрушки-Ветерка. Его не видно, но мы можем его почувствовать и даже с ним поиграть.

-Воздух можно чувствовать? Что для этого мы делали? (дули)

- А как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять (на улице.)

- Ребята, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками,весёлыми мешочками и воздушными шариками.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег и лёд» Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности. Задачи: 1. Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение.

Поисково-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Волшебное мыло»Поисково-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Волшебное мыло» Цель: 1)Познакомить детей со свойствами мыла. 2)Провести эксперимент с мыльной водой. 3)Создать у детей эмоциональное настроение. Материал.

Познавательно-исследовательская деятельность «Морозко» в средней группе Цель: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Материал:.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Осенний букет»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Осенний букет» b]Цель[/b]: Обобщить и систематизировать знания об осени Задачи: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из природного.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Лед-вода» Цели: Развивать представление о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Материал: Лед в целлофановом пакете на каждого.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Тоннели и своды» Цель: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не гибнут под тяжестью песка, а выбираются целыми и невредимыми. Материалы: Трубочка.

Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Тема: «Знакомство со свойствами воды» Интеграция образовательных областей: Познание. - Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Апельсин» Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Тема: «Апельсин». Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Чудесные свойства бумаги» Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Формировать умение наблюдать и делать выводы. Развивать мышление, внимание, речь детей. Воспитывать.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Что там, в небе голубом?»
Опубликовано: 21 января 2016 в 06:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Что там, в небе голубом?»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Корабельщикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД