Екатерина Корабельщикова
Открытое занятие во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Что там, в небе голубом?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что там, в небе голубом?
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Школа с углубленным изучением английского языка № 1371
Структурное подразделение № 4
Открытое занятие во второй младшей группе № 4
Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность
«ЧТО ТАМ В НЕБЕ ГОЛУБОМ?»
Воспитатель: Корабельщикова Е. В.
апрель 2015г
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Публикация «Открытое занятие во второй младшей группе, Познавательно-исследовательская деятельность „Что там, в небе голубом?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Актуальность исследовательской деятельности : современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон). Ребенок сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опыты и эксперименты помогут сформировать мотивационные основы познавательного развития детей.
Цели занятия :
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности;
• Формировать представления о ветре и его свойствах;
• Понять, как может использоваться сила воздуха (реактивное движение)
• Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой - может двигать предметы.
• Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;
• Развивать речь детей, активизировать их словарь;
• Научить пускать мыльные пузыри и делать вертушку.
Задачи занятия :
o Расширять:
- представление детей о физических свойствах воздуха;
- представление детей о значимости воздуха в жизни человека;
- словарный запас
o Развивать
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарь: надуть-сдуть, прозрачный, невидимый, реактивный двигатель, поршень, вертушка.
Предварительная работа: подготовить оборудование для экспериментов.
Материалы и оборудование: пакеты, воздушные шары, шприцы, емкости с водой, соломинки, вертушка, мыльные пузыри, веревочки, апельсин, духи, краска, кусочки салфетки, фен, веер, жидкое мыло, емкость с водой и бумажный кораблик.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках (полукругом) раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто –то стучит, пойду посмотрю кто к нам пришел?
- Здравствуйте, проходите!
- Ребята посмотрите кто к нам пришел? (В. Держит в руке игрушку Петрушка) .
- Вы знаете кто это?
- А откуда вы его знаете?
- Посмотрите на Петрушку, он почему – то грустный.
- Что случилось? Скажи мне на ушко.
- Ребята, говорит, что его друг Ветерок спрятался и он не может его найти. Петрушка из – за этого очень расстроился. Он очень любил играть со своим другом.
Основная часть.
Беседа.
- Попробуем его найти в нашей группе? Дети ищут (не находят, присаживаются отдохнуть) .
Где же можно ветерок встретить? (на улице- деревья качает, пыль, песок поднимает). А мы его видим? Нет. Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы – гонит по небу облака, пыль поднимает, ветки на деревьях качает. Получается ветерок – невидимка.
- А какие предметы помогут сделать ветерок? (вентилятор, фен, мельница, веер) (выставляются картинки)
А мы сами можем ветерок сделать? Как?
- Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. (Предлагаю детям сделать то же самое) .
- Что почувствовали?
-Какой ветерок?
- При ветерке стало холоднее или теплее?
-А что такое ветер? Это движение воздуха. Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим. Воздух вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох, и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа вокруг – всем нужен воздух, чтобы дышать. Кому ещё нужен он, кроме людей? (зверям, птицам, растениям) А столу, книге нужен?
- Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.
- Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка).
- Ребята, а как ещё мы с вами можем сделать ветерок? Чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я вам раздам вату (или кусочек салфетки)
- Посмотрите на меня, для того чтобы наш ветерок подул нужно - губы трубочкой - вата (кусочек салфетки)лежит на ладони. Я дую? (дую, вата, (салфетка) улетает). А теперь сами попробуйте сдуть пушинки с ладони. Молодцы научились делать ветерок.
- Давайте подарим нашему другу вату (салфетку, чтобы он мог дома поиграть.
Игра с веером.
-Посмотрите, что у меня есть. Это что? Веер. А для чего он нужен? Возьмите и попробуйте помахать веером и почувствуйте прохладу. Нравится?
Вот какой ветер-невидимка.
Эксперимент 1
«Холодный, горячий воздух»
Цель эксперимента: показать что воздух может быть холодным и теплым.
Выполнение эксперимента:
- Воздух может быть теплым и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).
- А теперь сделайте губки трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).
- Ребята, а давайте расскажем и покажем Петрушке, какое мы знаем стихотворение про ветерок :
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь) .
-Иногда такое бывает, что дверь сама открылась. Это ветерок постарался.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть.
(маршируем) .
Эксперимент 2
Игра с воздушными шарами и полиэтиленовыми пакетами.
Цель эксперимента: показать что вокруг нас и внутри нас находится воздух; обратить внимание, что он прозрачный, невидимый. легкий.
Выполнение эксперимента:
- А мы с вами можем надувать разные предметы, например воздушные шарики?
- Почему шарики мы называем воздушными? Правильно, потому что в нём воздух. А где ещё есть воздух?
- Я буду надувать воздушный шарик. А вы весёлые пакетики (разрисованные полиэтиленовые пакеты). (Если у детей не получается, то можно предложить «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет.) Затем у кого получится надувают шарики. Скажите, а откуда внутри надутого шарика воздух? (ответы детей). Внутри нас есть воздух.
Петрушка наблюдает за действием детей: «Молодцы ребята, хорошо у вас получается!»
Эксперимент 3
«Угадай какой запах?»
Цель эксперимента: обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.
Выполнение эксперимента:
- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
(Высказывания детей) .
- У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом… .
Какой у него запах? (у него нет запаха)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной :
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.
- А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?
- Ребята давайте я вас научу, как с ветерком можно по-разному играть, если научиться сильно, дуть.
Эксперимент 4
Опыт с мыльными пузырями.
Цель эксперимента: научить пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что внутри нас есть воздух и при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.
Выполнение эксперимента: Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них… дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его. Значит внутри нас есть воздух. А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)
-Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
-Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
-Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
-Какие пузыри? Легкие, воздушные… потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха?
Эксперимент 5
Игра с вертушкой.
Цель эксперимента: показать, что без ветра, вертушка не крутится.
Выполнение эксперимента:
-Ребята, а как вы думаете, вертушку можно заставить крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем. Вот какие мы молодцы! А ветер настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.
Эксперимент 6
Опыт с корабликами на воде.
Цель эксперимента: показать, что без ветра, корабли не плывет.
Выполнение эксперимента:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Тот бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- А вы хотите попробовать? Где плавают кораблики? Наше море будет в тазиках. Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим, как можно гнать по волнам маленькие парусники. (в нескольких тазах с водой плавают парусники). Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
Эксперимент 7
Реактивный шарик
Цель эксперимента: помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Выполнение эксперимента: надуваем и отпускаем шарики и смотрим на траекторию полета. Обращаем внимание, что чем больше надут шарик, тем дальше он улетает. Воспитатель рассказывает, что такой же принцип используется в реактивных двигателях самолета.
Эксперимент 8
Упрямый воздух
Цель эксперимента: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы.
Выполнение эксперимента: рассматриваем устройство шприца, отжимаем поршень вверх, вниз. Затем закрываем отверстие пальцем и пробуем отжать поршень. Смотрим, что получится. (поршень двигается с трудом и воздух давит на пальчик
Направляем струю воздуха из шприца на кусочек салфетки. Смотрим, что произойдет.
Набираем в шприц подкрашенную воду. Смотрим как движется поршень (легко) и внутрь шприца набирается вода.
- Петрушка: Мне очень понравилось у вас в гостях. Спасибо, что рассказали много интересного про моего друга. Теперь я знаю, что ветерка не видно, но мы можем его почувствовать.
Рефлексия. Итог занятия.
- Вот мы и нашли друга Петрушки-Ветерка. Его не видно, но мы можем его почувствовать и даже с ним поиграть.
-Воздух можно чувствовать? Что для этого мы делали? (дули)
- А как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять (на улице.)
- Ребята, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками,весёлыми мешочками и воздушными шариками.