Ольга Тарасова
Познавательно-исследовательская деятельность «Морозко» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.
Материал: Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них, два кружка – синий и красный, два кусочка льда; картинки Настенька, Иванушка и Морозко.
Ход занятия.
Дети встают в кружок.
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх.
Здравствуй, Солнце!
Руками над головой описать большой круг.
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер.
Здравствуй, наша большая семья! Разводят руки в стороны.
Собрались все дети в круг,
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Морозко“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- «Морозко». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Я – твой друг и ты – мой друг. Подают друг другу руки.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой.
Воспитатель: Сегодня начнем с отгадывания загадок.
1. Скоро к нам тепло придет
И в реке растает… (лед).
2. Летом все в воде играют,
Летом вся вода журчит!
А зимою застывает,
А зимой вода молчит.
Ну-ка, кто меня поймет,
Вода превращается… (в лед).
3. Летом в речке мы купались,
Во дворе в футбол играли,
А зимой пришел мороз,
Снег и холод он принес.
Нам водой не обливаться,
Можно на коньках… (кататься).
4. Лед растает, и тогда
Будет из него… (вода).
Воспитатель: Молодцы, хорошо отгадывали загадки.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Игра «проговори чистоговорки».
1. Эта ручка правая,
Эта ручка левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые.
2. Чу-чу-чу
В сказку я к себе хочу,
Да-да-да
Побегу скорей туда.
Воспитатель: А теперь послушайте сказку.
Жила-была девушка Настенька. Она была красивая, работящая, все делала по дому. И жил в деревне Иванушка – сильный и добрый молодец, под стать Настеньке. И вот пошла как-то Настенька в лес зимой за шишками. А в лесу жил дед Морозко и были у него две плитки – одна «холодная», другая «горячая». Когда наступала зима, Морозко все мог заморозить своей «холодной» плиткой: кто прикоснется к «холодной» плитке – сразу заледенеет. Вот воробышек маленький, шустрый такой, тепленький подлетел нечаянно к «холодной» плитке и сел на нее. И превратился живой воробышек в твердого и холодного, как лед. Увидел это дед Морозко и сказал : «Что же ты, воробышек, не видишь? Здесь же синий кружочек – значит, плитка «холодильная», а красный кружочек означает – плитка «горячая». Если хотел ты погреться, надо было подлетать к «горячей» плитке!» Взял он бедного замерзшего воробышка, прислонил его к «горячей» плитке и превратился ледяной воробышек обратно в живого. А Настенька шла по лесу, собирала шишки и вдруг увидела избушку деда Морозко. Дед Морозко обрадовался такой встрече: «Заходи, Настенька, гостьей будешь. Только смотри, не перепутай плитки: если хочешь погреться – грейся у «горячей» – вот у той, где красный кружочек». Сказал он так и ушел в лес. Настенька осталась одна в избушке и решила навести порядок, прибраться: она подмела пол, вытерла пыль, но нечаянно задела кружочки на плитках, и они упали. Настенька этого не заметила. Захотела она погреться и прикоснулась к «холодной» плитке. И превратилась Настенька из живой и теплой, в неживую, ледяную. Пришел дед Морозко, увидел, что плитки перепутаны, и не знает, что делать: как теперь разморозить Настеньку «горячей» плиткой? Пошел дед Морозко в деревню за Иванушкой. Пришел Иванушка, увидел ледяную Настеньку и заплакал горючими слезами. Дед Морозко сказал, что можно разморозить Настеньку и превратить ее обратно в живую, но нужно узнать, какая из плиток «горячая», а какая «холодная». Но прикасаться к плиткам нельзя – они волшебные и можно заморозиться или сгореть! Стал Иванушка думать, как же узнать, где какая плитка…
Воспитатель: Давайте отдохнем. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
1, 2, 3, 4, 5 Загибают пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. «Идут» пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп, и спать легли. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.
Воспитатель: Ребята, кто поможет Иванушке? Кто знает, как решить эту сложную задачу? Вот у меня две плитки – одна «холодная», а другая – «горячая» и еще два кусочка льда. Как же помочь Иванушке?
(Если ребята затрудняются, напомнить им про опыт со льдом, который они проводили недавно. Подвести детей к решению: «Вот как можно помочь Иванушке: положить по кусочку льда на каждую плитку. Там, где лед растает, плитка горячая».)
Могут прозвучать и неудачные подсказки: например, потрогать каждую плитку пальчиком или просто попробовать поставить ледяную Настеньку к одной из плиток. Следует обсудить с детьми каждый вариант, показать, в чем его несовершенство.
Воспитатель: Иванушка взял кусочек льда и положил его на одну плитку. (Педагог кладет лед на холодную конфорку.) Ничего не случилось. Положил лед на другую плитку. (Кладет лед на горячую конфорку.) Увидел Иванушка, как лед превращается… во что, ребята?
Дети: В воду!
(Все наблюдают за таянием льда.)
Воспитатель: И тогда Иванушка положил красный кружок около «горячей» плитки, а синий кружочек – около «холодной» и сказал: «Дед Морозко, больше не трогай кружочки. Ну а если случайно их перепутаешь, то теперь ты знаешь, как узнать, где «холодная», а где «горячая» плитка». Поднес Иванушка Настеньку к «горячей» плитке, и Настенька из ледяной превратилась обратно в живую. Счастливые Иванушка и Настенька вернулись в деревню и стати там жить-поживать и добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!