Эльмира Фейсканова
Открытое мероприятие для воспитателей «Знакомство с татарской культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.
2. Закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
3. Расширять представление о людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги; развивать интерес к культуре татарского народа.
Публикация «Открытое мероприятие для воспитателей „Знакомство с татарской культурой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика Татарстан
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2015
4. Продолжать знакомить детей с особенностями головных уборов татарских женщин и мужчин. Подводить детей к пониманию того, что в национальном костюме отображается представление людей о гармонии природы и строении мира.
5. Поддерживать интерес к татарской культуре; обогощать словарный запас.
Дети входят в зал под музыку.
У девочек на голове – головной убор – калфак, у мальчиков – тюбетейка.
Дети подходят к карте РФ.
• Ребята, посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей).
• Да, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромная, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Населяют Россию люди разных национальностей (размещены на карте дети в национальных костюмах).
• Ребята, знаете ли вы как много детей живет у нас в России таких как вы мальчиков и девочек?Много очень много.
• И в нашей Ульяновской области живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру : свои песни, сказки, танцы, игры, свою национальную одежду.
Все они хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.
• Давайте ребята вспомним и назовем, люди каких национальностей живут в нашей области. (русские, татары, мордва, чуваши, немцы, украинцы, евреи, осетины, азербайджанцы и др)
• Всех их, всех людей – объединяет общий язык – язык общения – русский.
Ребенок читает стихотворение «Наш дом».
• Ребята, а что это за гербы и флаги у нас здесь расположены? (ответы детей)
• А есть ли среди них флаг России, герб России?
• А где мы можем видеть Российский флаг? (ответы детей)
• Стихотворение про Россию читает ребенок.
• 2 ребенок: Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет
• Кто покажет флаг и герб города Ульяновска? (рассказ ребенка о флаге)
• Стихотворение Что мы родиной зовем?
• Ребята, как называется наша группа? (Петушок)
• А как называется соседняя группа? (Березка)
• Правильно. А почему группу «Березка» мы называем соседней? (Ответы детей)
• Так кто такие соседи?
( Правильный ответ: соседи – это люди, которые живут рядом с нами).
• Хорошо. А как должны вести себя соседи? ( ответы детей: дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходит в гости).
• Сегодня мы поговорим о народе, живущем в соседней республике. Это республика называется Татарстан. Столица Татарстана — город Казань. Это большой и красивый город.
Татары говорят на татарском языке. Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне (включается запись).
«Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исеммэсыс». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.
Дети здороваются.
Молодцы. Якши! Якши — значит хорошо. Повторите за мной.
Дети повторяют.
Теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете, как можно узнать татар? (По языку, по одежде.)
Правильно. Посмотрите — вот куклы: девочка и мальчик — Гульнара и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Во что одета Гульнара?
В белую блузку, голубую юбку, синий жилет.
Посмотрите, блузка Гульнары и ее юбка украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивкой. Давайте повторим еще раз вместе. Это рюшки, это воланы, это. (Показывает.)
Рюшки, воланы, сборки.
Молодцы. Жилет у Гульнары красивый,бархатный, украшенный мехом. А во что одет Ринат?
• Ринат одет в длинную рубашку, широкие брюки, жилет, полосатый халат.
• Длинная рубашка Рината подвязана кушаком. Обратите внимание: и Ринат, и Гульнара одеты в жилеты. На ногах у них чекмени (название обуви, а на голове - тюбетейки - маленькие шапочки.
• А теперь давайте поиграем. Найдите среди этих картинок людей в татарских национальных костюмах. (Дети выполняют задание.)
• А теперь я буду показывать вам части костюмов, а вы их называйте (жилет бархатный с мехом, воланы, рюшки, тюбетейка, оборка, чекмени, кушак).
• Игры проводятся под татарскую музыку в свободной обстановке.
• Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже - в городах, чаще - по праздникам и в деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетах.
• В Татарстане выращивают те же овощи и фрукты, что и в нашей республике. Назовите их. (Ответы детей.)
• Правильно. В татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар - мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепешки-кабатма, блины-киймак, пироги с начинкой - бялиш. Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников - Сабантуй. На этом празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят коней. Поэтому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц и поговорок. Еще один герой татарских преданий - богатырь Идегей. Татары - смелый, гордый, трудолюбивый народ. Они искусные мастера-ювелиры и делают очень красивые и своеобразные украшения из металла. Посмотрите: все это сделали татарские мастера (показывает иллюстрации).
• В Татарстане хорошо развита промышленность. Ну а кто много трудится, тот и хорошо отдыхает. Один из наших главных праздников - это Сабантуй. Ребята, как вы думаете, что самое важное, когда устраивается праздник? (Ответы детей.)
• У татар, как и у любого другого народа, есть свои национальные блюда. Одно из самых известных блюд называется «чак-чак». А еще во время праздников татары устраивают разные веселые игры и развлечения. В одну из таких игр я и предлагаю вам поиграть. Эта игра называется
• «Лисички и курочки»
• Ход игры:
• На одном конце площадки - куры и петушки, на противоположном - лисички. Куры и петушки ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лиса, петушки кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, а лисичка бросается за ними, стараясь задеть любого из игроков. Если водящему не удается задеть никого, то он снова водит.
• Ребята, какие вы пословицы знаете о дружбе.
1. Народы нашей стравны – дружбой сильны.
2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
3. Береги землю любимую, как мать родимую.
4. Одна у человека мать, одна и Родина.
5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дети читают стихотворения.
Исполняют песню «От улыбки»…
Девочка в национальном костюме
Угощаем вас чак-чаком
Вкусным и медовым
Мы старались, вам пекли
Угощайтесь от души.
Саубулыгез. (До свидания)
Дети прощаются на татарском языке : Саубулыгез!