Наталья Хаванова
Знакомство детей старшей группы с культурой народов Поволжья посредством устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема по формированию у детей гражданственности и патриотизма, стала приобретать все большую остроту и актуальность, т. к. дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об особенностях русских традиций и о традициях народов Поволжья; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю - поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения этих проблем.
Публикация «Знакомство детей старшей группы с культурой народов Поволжья посредством устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее гражданином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру народов Поволжья. Существенным содержанием национальной культуры являются устное народное творчество, народно-прикладное искусство и музыка.
Поэтому в основу этой работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского, татарского, чувашского, мордовского, башкирского, удмуртского народов, исторического развития и становления Поволжья.
На занятиях по восприятию художественной литературе и фольклоре развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании иллюстраций к сказкам, фотографий национальных праздников формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать об увиденном и из личного опыта.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Знакомство с народной музыкой и народными танцами обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях, свободу движений, раскрепощенность, индивидуальность, умение слушать и двигаться под музыку.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, направленные на знакомство с культурой народов Поволжья, - одно из условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.