Наталья Петрович
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Д. С. Лихачёв: |
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» |
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
В. А. сухомлинский: |
«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» |
Наверное, каждый из вас согласится с тем, что в жизни нашей страны поменялось очень многое! Существенно изменились наши дети. Да, мы живем в интересное и сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Я всегда спрашиваю себя, о чем же следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? Или сделать акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу; что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к маме, отцу, бабушке, дедушке. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну и с уважением относящегося к другим народам.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
Задачи
• Создать систему работы по ознакомлению детей с родным городом. Познакомить их с нашими земляками, внесшими свой вклад в науку, искусство, спорт и далее с заслуженными людьми России.
• Зажечь искорки любви к своей малой Родине, её истории, культуре, проводя параллели с историей России.
• Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе и других городах Владимирской области, о природе родного края.
• Стимулировать познавательные и творческие способности детей, их речевую культуру.
• Приобщать к культуре и традициям русского народа.
• Воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
• Расширять социальное партнёрство семьи и детского сада через совместную деятельность.
Опираясь на опыт коллег, в своей работе я пытаюсь создать эскиз системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании (изучение традиций, быта России, знакомство с народным творчеством, с достижениями соотечественников и земляков в спорте, науке искусстве., с опорой на основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для реализации модели использую интегрированный подход:
1. Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
2. Использование регионального компонента.
3. Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
4. Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.
Она состоит из нескольких направлений:
Первое направление: Я и моя семья
Второе направление: Человек – труженик
Третье направление: Природа родного края
Четвёртое направление: Родина моя – бескрайняя Россия
Пятое направление: История родной земли
Шестое направление: Культура
В кратце хочу остановиться на каждом:
Первое направление: Я и моя семья.
Работа в целях реализации которого заключается в формировании духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Сейчас институт Семьи переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самым близким людям, к родному дому и детскому саду. Ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе направление: Человек - труженик
Работа в целях реализации которого заключается в воспитании уважительного отношения к Человеку - труженику и результатам его труда.
1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города. Воспитывать гордость за результаты их труда.
2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.
3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.
Третье направление: Природа родного края
Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между патриотическим воспитанием и экологией? А ведь воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.
Четвёртое направление: Родина моя – бескрайняя Россия
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина — то место, где он родился, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним большая Родина — Российская Федерация. Я стараюсь знакомить детей со своей страной, и, прежде всего, со своим родным краем, чтобы они полюбили свою землю, и стали ей полезными, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Пятое направление: История родной земли
Как научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса; хочется познакомить с городами и сёлами родной владимирской земли: их историей, памятниками, архитектурой.
Шестое направление: Культура
Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Содержание этого раздела:
1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
2. Развлечения.
3. Занятия по знакомству с местными народными промыслами.
4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
5. Приобщение детей к богатствам русской литературы.
Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. А. С. Макаренко писал: «. наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Я твёрдо уверена в следующем:
- чтобы ребёнок уважал старших, я должна объяснить ему, что такое любовь и забота;
- чтобы ребёнок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать, как жили и что делали его предки;
- чтобы ребёнок гордился страной, в которой живёт, он должен знать её героев, причём герои могут быть как реальными, так и сказочными;
- чтобы ребёнок ценил всё, то прекрасное, что создано было ещё до появления его на свет, я должна научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать, сопереживать.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей
1. черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
2. воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
3. чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
4. развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
А вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Предлагаю вашему вниманию презентацию «Города земли Владимирской», подготовленную к одному из занятий направления «История родной земли».