Мария Логачева
Открытое логопедическое занятие с элементами логоритмики «Признаки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные цели:
Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях
Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».
Задачи: Учить составлять рассказ на предложенную тему
Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в заданном роде.
Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
Коррекционно – развивающие цели:
Публикация «Открытое логопедическое занятие с элементами логоритмики „Признаки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Признаки весны
- Темочки
Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование: игра «Магнитный истории. Времена года» изготовитель ООО "Десятое королевство"; мяч; детские шапочки «медведь», картинки животных и их жилища.
Ход занятия.
К нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, как вы подросли и много узнали, подарим им свои улыбки и поздороваемся.
-Прислушайтесь!
Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла (весна)
-Ребята, посмотрите, как все изменилось весной. Назовите приметы весны.
(на доске картина с весенним фоном)
Снег тает, появляются весенние ручейки.
у каждого ребенка по 4 приметы весны, они по очереди прикрепляют их к доске и комментируют:
Весной солнце теплое, светит ясно, пригревает землю, растапливает снег.
Облака белые, летят высоко по голубому небу.
Весной тают сосульки, начинается весенняя капель.
Почки на деревьях набухают, появляются первые листочки.
И кусты, пригретые солнышком, тоже распускают почки.
Перелетные птицы возвращаются в родные края.
Из-под снега появляются первоцветы – подснежники.
Заяц поменял свою зимнюю белую шубку на летнюю серую.
Птицы вьют гнезда и выводят птенцов.
Из-под земли выползают первые насекомые.
Дети переодеваются: снимают с себя теплую зимнюю одежду и одеваются в более легкие весенние вещи.
Молодцы! У нас получилась целая весенняя картина. Кто сможет рассказать сразу про все признаки весны по ней?
А теперь давайте подберем как больше слов про весеннее:
НЕБО (Какое) высокое, ясное, голубое, чистое, серое, пасмурное и т. д.
СНЕГ (какой) серый, грязный, подтаявший, рыхлый,
СОЛНЦЕ (какое) теплое, радостное, веселое, яркое, светлое, долгожданное.
РУЧЕЙКИ (какие) звонкие, быстрые, журчащие…
ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ (какие) нежные, клейкие, светло-зеленые, робкие, маленькие
Подберите как можно больше слов, про то, что делают весной :
СОЛНЦЕ – светит, пригревает, ласкает.
ВЕТЕР – дует, ласкает, освежает, шумит.
СНЕГ – тает, оседает, темнеет.
РУЧЬИ – бегут, звенят, журчат, льются.
ФИЗМИНУТКА «Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (плавно покачивают руки вверху,
Солнце нежно согревает щечки, щечки, щечки (ритмично потирают щеки,
А весна на носик ставит точки, точки, точки (ритмично постукивают пальцем но носу)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это.
Так что это за точки ставит весеннее солнышко на носы и щеки детям? Правильно, веснушки!
Вставайте в кружок, поиграем в игру «Скажи наоборот»
Зимой небо пасмурное, а весной…ясное
Зимой солнце стоит низко, а весной…. высоко
Зимой воздух холодный, а весной…. теплый
Зимой день короткий, а весной…длинный
Радостный…. печальный, грустный
Глубокий….мелкий
Быстрый…. медленный.
Молодцы!
Вернемся к нашей весенней картинке.
Поиграем в игру «Чего весной не бывает»
Закрывайте глаза ладонями, считайте до 3-х:
(логопед меняет 4-6 фигурок с доски на летние, зимние или летние)
Если услышите правильный признак весны, то хлопните 1 раз в ладоши, а если неправильно, то просто исправим ошибки.
«Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды».
Упражнение «Весна». [Координация речи с движением].
Раз и два - (Делают два хлопка.)
Расцвёл подснежник. (Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Три-четыре - (Делают два хлопка.)
Мы запели. (2 раза прижимают ладони к груди.)
Пять и шесть - (Делают два хлопка.)
Летят скворцы, (Взмахивают кистями рук.)
К нам летят гонцы весны.
Семь и восемь - (Делают два хлопка.)
Песни льются. (Вытягивают руки вперед.)
Девять-десять - (Делают два хлопка.)
Все смеются. (Поднимают руки вверх, топают ногой).
Упражнение «Медвежата» [Оптимизировать общий тонус тела, снять патологические зажимы. Выработать положительный эмоциональный фон. ]
Логопед. Не только подснежник проснулся весной, но и звери тоже просыпаются после зимнего сна. И мы с вами сейчас превратимся в медвежат и узнаем, как они просыпаются после зимней спячки. А поможет нам превратиться в медвежат волшебные шапочки.
Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребёнку, одевает на него шапочку со словами:
Вы сегодня не ребята,
Вы – смешные медвежата.
Алёна не ребёнок,
Алёна – медвежонок.
Егор не ребёнок,
Егор – медвежонок.
Гоша не ребёнок,
Гоша – медвежонок.
Медвежата сладко спят (Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза). И расслабленно сопят. (Спокойно и глубоко дышат).
Солнце глянуло в окошко, Все зажмурились немножко. (Крепко зажмуривают глаза).
- Медвежата, хватит спать, Широко открывают глаза. Вам давно пора вставать. (Встают со своих мест).
Медвежата все проснулись, Потянулись, улыбнулись. (С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке).
Любят мишки чистоту. Умываться все идут. (Шагают на месте).
Кран, откройся, (Имитируют движение руки при открывании крана).
Нос, умойся, (Проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон). Мойтесь сразу оба глаза, (Выполняют круговые массирующие движения по векам.)
Лоб и щёки, (Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щёки.)
Мойся, шейка, (Растирают шею, поворачивая голову вправо – влево).
Ручки, мойтесь хорошенько. (Растирают руки.)
Словно щёткой, язычком Чистить зубы мы начнём. (Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.)
Принюхались медвежата: (Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.)
Что – то пахнет непонятно. (Повторяют упражнение 3 – 5 раз).
Очень вкусно. Это мёд! Мама к завтраку нас ждёт. (Садятся на стульчики.)
Медвежата мёд лакали, (Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.)
Потом губки облизали. (Облизывают губы в направлении вперёд – назад, рот держат открытым.)
Лижут с нёба сладкий мёд Язычком назад – вперёд (Гладят языком нёбо.)
Язычок не опускают, Кверху сильно прижимают. (Рот держат открытым. Присасывают язык к нёбу.)
Надо чай горячий пить, Но сначала остудить. (Кистью руки изображают чашечку.)
- Вы, медвежата не ленитесь, Сперва подуйте, (Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.)
Потом попейте, (Имитируют «питьё» из «чашки»).
А после улыбнитесь. (Растягивают губы в улыбке).
Завтрак съеден, медвежата Шалят, как будто индюшата. (Выполняют быстрые движения языком вперёд – назад.)
Друг друга подразнили
И к занятиям приступили.
Логопед. Вот мы и узнали, как просыпаются медвежата. Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
(выставляются картинки животных и их жилища)
Логопед. Где живёт медведь? Дети. Медведь живёт в берлоге. Логопед. Это чья берлога? Дети. Это медвежья берлога.
Логопед. Где живёт лиса? Дети. Лиса живёт в норе. Логопед. Значит это чья нора? Дети. Это лисья нора.
Логопед. Где живёт белка? Дети. Белка живёт в дупле.
Логопед. Дупло чьё? Дети. Это беличье дупло.
Логопед. Где живёт заяц? Дети. У зайца нет дома. Он живёт под кустиком.
Логопед. Наши дети знают не только все признаки весны, но сейчас смогут изобразить сосульки.
Ритмическая игра «Шаловливые сосульки». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. ]
Шаловливые сосульки (Дети трясут головой и кистями рук стоя)
Сели на карниз. (Садятся на стулья.)
Шаловливые сосульки (Дети трясут головой и кистями рук сидя.)
Посмотрели вниз. (Наклоняют голову.)
Посмотрели, чем заняться? (Пожимают плечами.)
Стали каплями кидаться. (Взмахивают кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон: (Взмахивают кистями рук по очереди.)
Дили-дили, дили-дон!
Логопедическое упражнения на развитие силы и модуляции голоса
. Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах);
Звонко капают капели (кап-кап-кап);
Бежит звонкий, чистый ручеек (бл-бл-бл);
Птицы весело запели (чик-чирик);
Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р);
. Птицы к нам тепло зовут: Дятел – д-д-д-д-д;
Синица – тинь-тинь-тинь;
Ворона – кар-кар-кар;
Кукушка – ку-ку-ку;
Воробей – чик-чирик;
Сорока – ч-ч-ч-ч;
Филин – у-у-ух;
Котик нежится на травке (мяу);
Мать-и-мачехи цветок на ветру; Кивает желтой головой (ф-ф-ф-ф);
Его гладит лучик солнца золотой (а-а-а-а).
А в травке стрекочет кузнечик (цыка-цыка-цык)
Итог занятия : О чем мы говорили с вами на сегодняшнем занятии? Что мы изображали? Кого мы изображали?