Ирина Орлова
Открытое логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств речи «Предлоги из-за, из-под»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: (итоговое занятие)
Задачи: 1. Уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами. 2. Закрепить умение использовать в речи данную грамматическую категорию. 3. Закрепить навык составления и анализа предложений с данной грамматической конструкцией.
Оборудование: карточки с символами предлогов, набор для составления схемы предложения (фронт., предметные и сюжетные картинки, карты TIC-TAC-TOE, вертушки для работы по заданию, колокольчик.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Публикация «Открытое логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств речи „Предлоги из-за, из-под“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Л: Ребята, сегодня у нас гости: ваши будущие учителя. Они пришли познакомиться с вами, посмотреть, чему вы научились в детском саду и готовы ли вы стать настоящими первоклассниками. А знакомство начинается с приветствия. Давайте сделаем это, как настоящие школьники. Здравствуйте, ребята! (дети кивают головами). Сядут девочки на свои места….мальчики.
2. Сообщение темы.
Л: Сегодня возвращается наш любимый доктор Айболит! На большом красивом корабле он отправился в Африку, чтобы вылечить больных животных. Он торопится к нам с гостинцами. Но что-то его долго нет….А, вот письмо! Может быть, это от него? Но конверт какой-то странный…
(Логопед показывает детям черный конверт с изображением черепа).
Давайте прочтем.
«Маленькие дети! Ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие, злые крокодилы.
Будут вас кусать, бить и обижать.
Не ходите, дети, в Африку гулять!
В Африке разбойник, в Африке злодей,
В Африке ужасный …
Д: Бармалей!
Да, это я! Ваш доктор у меня, я его спрятал в надежном месте. И отпущу его только если вы выполните все мои задания. А задания будут непростые. За правильно выполненное задание вы будете получать по одной подсказке.
Желаю удачи!
Ваш Бармалей.»
Л: Какое несчастье! Нам нужно, во что бы то ни стало, найти и освободить доктора Айболита, ведь друзья никогда не бросают друг друга в беде.
Но как же нам его найти….Ребята, какие слова помогают узнать, где находится предмет?
Д: Слова-предлоги.
Л: Правильно! Предлоги и помогут нам найти доктора Айболита.
3. Уточнение значения предлогов. Символы.
Л: ПОМНИТЕ: вы команда! Только вместе вы сможете пройти все испытания.
Итак, первое задание. У вас на столе в корзинках лежат карточки с символами предлогов. Нужно выбрать нужный символ: стол №1 ищет предлог ЗА, второй стол – предлог НАД, ребята за третьим столом - предлог ИЗ-ПОД и четвертый стол – предлог ИЗ-ЗА.
Начинаем по сигналу.
Логопед звонит в звонок, дети начинают выполнять задание. Звонок.
Л: И так, покажите карточки.
Дети поднимают карточки с символами предлогов.
Л: Вы отлично справились, и получаете первую подсказку Бармалея.
Логопед раздает жетоны с подсказками «РАЗДЕВАЛКА», «МАГАЗИН», «ПАРИКМАХЕРСКАЯ», «УГОЛОК ЛЕГО».
Л: Следующее задание. Перед вами карточка с символом предлога. Вам нужно объяснить, где находится предмет, если мы говорим этот предлог?
Дети работают по сигналу (колокольчик).
Л: пришло время дать правильный ответ.
Д: Если один предмет находится выше другого, то мы говорим предлог НАД.
Д: Если один предмет находится за другим и начинает оттуда движение, то мы говорим предлог ИЗ-ЗА.
И т. д.
Л: Вы справились и с этим заданием, получаете еще одну подсказку.
Жетоны с подсказками «ШКАФЧИК», «КОРЗИНКА», «ПОЛКА», «ДЕТАЛИ ЛЕГО».
4. Составление предложений по сюжетным картинкам. Выкладывание схемы.
Л: Нам нужно получить еще одну подсказку. Итак, следующее задание.
Посмотрите: на мольбертах картинки. Каждая команда должна составить по картинкам предложение с предлогом ИЗ-ЗА или ИЗ-ПОД и выложить схему. Как вы обозначите предлог в схеме предложения?
Д: Треугольником!
Л: Правильно. Команды, подойдите к своим мольбертам.
Дети подходят к мольбертам с номерами, соответствующими номерам столов.
Звенит колокольчик. Команды выполняют задание.
Логопед проверяет задание, выдает жетоны-подсказки «РОМА», «ПОМИДОРЫ», «ШАМПУНЬ», «КРАСНЫЙ».
Л: Выложите жетоны-подсказки в порядке их получения. Подумайте, где вы будете искать карты?
Д: У нас подсказки «Раздевалка», «Шкафчик» и надпись «РОМА». Мы думаем, что наша карта в раздевалке в шкафчике у Ромы.
Д: У нас –«Уголок ЛЕГО», «Детали» и красный цвет. Мы будем искать карту в уголке ЛЕГО под красными деталями и т. д.
В случае затруднения, логопед подсказывает.
Л: Вы молодцы, отгадали хитрые головоломки Бармалея! А теперь, вперед, на поиски карт!
Дети расходятся на поиски карт.
5. Индивидуальная работа: составление предложений по картам TIC-TAC-TOE(«Крестики-нолики»).
Л: Перед вами карты: в центре символ предлога, в остальных квадратах – картинки. Вам нужно составить предложения с предлогами ИЗ-ЗА и ИЗ-ПОД. Каждый выбирает себе линию, которая обязательно проходит через центр, проводит пальчиком СВЕРХУ-ВНИЗ или СЛЕВА-НАПРАВО и составляет предложение. Например: линия «КОШКА» - - «СТУЛ». Какое можно составить предложение?
Д: Кошка выходит ИЗ-ПОД стула.
Л: Да, правильно. Карту передаем по стрелке на вертушке. Начинают участники, сидящие напротив цифры 3.
6. Выполнение задания по словесной инструкции.
Л: Мы разгадали головоломку Бармалея, и теперь можем узнать, где нам искать Айболита.
Слушайте внимательно и запоминайте:
«1) Встаньте ИЗ-ЗА стола
2) постройтесь парамиУ входа в спальню
3) зайдитеВ спальню
4) подойдитеК окну
5) загляните ЗА занавеску».
Запомнили? Начинаем: раз! (встали, два! (построились, три! (вошли в спальню) и т. д.
Дети выносят Айболита.
7. Итог. Оценка.
Л: Вы сегодня были молодцы! Разгадали все хитроумные головоломки злого Бармалея и спасли доктора Айболита.
Какие слова помогли нам узнать, где находится Айболит?
Д: предлоги!
Л: Доктор Айболит благодарит вас за свое спасение. У него в чемоданчике – гостинцы для вас!
Вам понравилось это приключение?
Д: Да!
Л: Это было отлично?
Д: Отлично!
логопед 1 квалификационной категории Орлова И. В.
ГБОУ Школа № 1434 Раменки, Дошкольные группы «ИСТОК».