Виктория Глобина
Конспект открытого занятия «Звук [Ш] в слогах, словах, фразах исключающие другие шипящие и свистящие и звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
Звук Ш в слогах, словах, фразах исключающие другие шипящие и свистящие и звук Р.
1. Зондовый массаж.
Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:
• состояние голоса улучшается;
• речевое дыхание приходит в норму;
• улучшение психоэмоционального состояния;
• тонус мышц нормализуется;
• звукопроизношение исправляется;
• нервная система успокаивается.
2. Упражнения:
Публикация «Конспект открытого занятия „Звук [Ш] в слогах, словах, фразах исключающие другие шипящие и свистящие и звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Лопатка - Данное упражнение для постановки звука Ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта. Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв Ж и Ш.
Качели - «Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).
Попеременно проводятся движения языком:
• сначала для постановки звука Ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
• далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
• необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
• далее язык касается верхних и нижних резцов;
• в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.
Грибок - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Маляр – это упражнение на проработку звуков Ш и Ж помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта. Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.
Вышеуказанные упражнения для постановки звуков Ш и Ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.
Для того чтобы говорить звук Ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.
3. Буква Ш в слогах, словах:
Ша-ша-ша; шо-шо-шо;
шу-шу-шу; аш-аш-аш;
ош-ош-ош; уш-уш-уш;
Ша-ша-ша - наша Маша кушает кашу.
Ши-ши-ши – наши малыши.
Ош-ош-ош – ты идешь и поешь.
4. Автоматизация звука Ш с чтением словосочетаний.
Маша вешает шубу на вешалку.
А Алёша кладет шапку на вешалку.
У Наташи мешок.
У шиповника шипы.
Маша и Паша в поле пашут.
В шалаше шумят малыши.
У машины новые шины.
5. Дидактическая игра «Жадный Кеша»
Цель: согласование существительных с местоимениями «МОЙ», «МОЯ», «МОЁ», «МОИ».
Пример: мой носок, мои ножницы; моя шапка, моё ведро и т. д.
6. Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенок сидит или стоит, кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
7. Рассказы с картинками
Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.
Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.
В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.
Затем ребенок сам рассказывает рассказ.
Ландыши.
На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей) .
Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну.
«Не будем рвать (ландыши, — решили Маша и Наташа.
Эти (ландыши) не только наши.
Пушинка.
У Даши была пушистая (кошка) .
Кличка этой (кошки) — Пушинка.
(Кошка) любила катать по комнате катушки.
«Ты у меня не (кошка, а пушистый шарик», - говорила Даша.
8. Итог занятия.