алена васильевна лиджиева
Конспект открытого занятия ко Дню открытых дверей «Аквариумные и пресноводные рыбы. Звук [Ж] и буква Ж»
Тема:
«Аквариумные и пресноводные рыбы». (Звук и буква Ж)
Коррекционно-образовательные цели:
Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбах их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование навыка слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения и «печатания» слов с пройденными буквами и слов с новой буквой «Ж».
Публикация «Конспект открытого занятия ко Дню открытых дверей „Аквариумные и пресноводные рыбы, Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах
- Аквариум
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания. Развитие фонематического восприятия. Артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельнности, инициативности, ответственности. Бережного отношения и любви к природе.
Оборудование:
Магнитная доска, игра «Магнитные рыбки», 4 пластмассовых ведерка, картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. В мире животных. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005., книжка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005., контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч. Тетрадь №2 и «Пишем вместе с логопедом» по числу детей, контейнер с фишками, контейнер с магнитными буквами и элементами буквы Ж.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».
Ход занятия:
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений. ]
Логопед организует приветствие, приглашает детей в кабинет, где на столе стоит игра «Магнитные рыбки». Рядом с местом каждого ребенка стоит маленькое пластмассовое ведерко.
Логопед. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.
Дети играют.
Логопед. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.
1-й ребенок. У меня две рыбки.
2-й ребенок. У меня одна рыбка.
3-й ребенок. У меня четыре рыбки.
4-й ребенок. Ау меня пять рыбок.
Логопед. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах : реках, озерах, прудах.
2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи. ]
Логопед убирает игру.
Логопед. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Недавно вы побывали в океанариуме. Каких аквариумных рыбок вы знаете?
Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.
Логопед. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!
Логопед помещает на доску картину «Пресноводные рыбы».
Логопед. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?
Дети по очереди подходят к доске и показывают известных им рыб. Логопед показывает и называет всех остальных.
Логопед. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.
Дети подходят к доске и показывают у разных рыб туловище, голову, хвост, плавники.
Логопед. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?
Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.
Логопед. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?
Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
Логопед. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?
Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.
Логопед. У щуки хвост большой. А у сома?
Д е т и. У сома хвост маленький.
Логопед. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?
Дети. Мелкая.
Логопед. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?
Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.
Логопед. А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Логопед. Верно. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ — не хищники, они питаются водорос-лями.
3. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа. ]
Логопед предлагает детям продолжить работу.
Логопед. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Нарисуйте три кружка под изображением сома. Дети выполняют задание.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают первый кружок синим карандашом.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Каким карандашом вы его раскрасите?
Дети. Красным.
Дети раскрашивают кружок красным карандашом.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Твердый согласный звук [м].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают третий кружок синим карандашом.
Логопед. Отлично. Закройте книжки.
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами.
4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. ]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице, Сложить ладони вместе и показать,
Рыбке весело играть. как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула. Снова показать, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла. Сделать хватательное движение
двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова показать, как плывет рыбка.
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
5. Упражнение «Подними рыбку». [Развитие фонематического восприятия. ]
Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им плоскостные изображения рыбок.
Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Жанна и Женя в роще гуляли. Желтые желуди в травке искали.
Дети. Звук [ж].
Логопед. Давайте произнесем звук [ж] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук {ж}.
Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язычок стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ж] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Это твердый согласный звук. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку и определите, звонкий он или глухой.
Дети. Он звонкий.
Логопед. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь вы будете поднимать рыбок, как только услышите звук [ж]. Ж, 3, ж, ш, ж, д, Ш, Ж, 3, с. Жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до.
Жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый, кожаный, золотой.
Дети слушают и поднимают рыбок, услышав звук [ж].
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
6. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза. ]
Логопед убирает рыбок.
Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ж, а. Что получилось?
1-йребенок. Жа.
Логопед. Верно. Получи фишку. Ж, о. Что получилось?
2-й ребенок. Жо.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жу. жи, жар. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. ] Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Желудь, жука, большую и маленькую буквы Жж.
Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква Жж — согласная. Дети раскрашивают буквы.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить желудь и жука. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Жж. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом две палочки крест-накрест через ее середину. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
8. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями пресноводных рыб {щука, судак, форель, карась, карп, ерш, лещ, сом) и две слоговых схемы.
Рис. 53
Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на две команды. Одна выберет рыб, названия которых
делятся на два слога, и поместит их под первую схему, а вторая выберет рыб, в названиях которых только один слог, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и точнее справится с работой.
Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.