Ирина Рогова
Открытое индивидуальное занятие по постановке звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводится индивидуально. Его продолжительность 15-20 минут.
Тема: Постановка звука Р.
Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом
Задачи.
Образовательные:
упражнять в определении наличия и места звука в словах.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию артикуляторной моторики; мелкой моторики рук; общей моторики;
создать условия для развития фонематических процессов;
развивать речевое дыхание, слуховое внимание.
Воспитательные:
Публикация «Открытое индивидуальное занятие по постановке звука [Р]» размещена в разделах
воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: умное зеркало, предметные картинки, игрушки для развития воздушной струи, зонд для механического способа, соска.
Ход занятия
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
- Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
-Мы научились говорить звук Л Рассмотри картинки и назови их, правильно произноси звук Л.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы буем учиться делать новые упражнения на постановку звука Р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Работа перед умным зеркалом.
3. Артикуляционная гимнастика перед умным зеркалом.
Упражнения: «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел». «Комарик», «Вкусное варенье», «Заведем мотор машины»
Основной этап.
1. Упражнения на дыхание.
-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.
- Первое упражнение – «Язычок». Постарайся сделать длительный плавный выдох.
- Следующее упражнение – «Свисток». Набираем в себя воздух и выдыхаем резко, а теперь попробуем плавно.
2. Артикуляция перед зеркалом за столом. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
-Давай повторим упражнения перед другим зеркалом /. Чтобы ты знал, как нужно заниматься дома. Учимся делать упражнение «Балалайка» механическим способом.
-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси песенку комарика з-з-з-з-з. А теперь вместе «Песенка шмеля» дз-дз-дз (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р) Попробовать сделать это же упражнение с зондом.
- Где находится кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
3. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (ходьба на месте)
4. Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
-Подними руку, если услышишь звук Р в словах : грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
- Теперь выполни упражнение «Рыбки». (На рыбках нарисованы картинки) Нанизывай на шнурок тех рыбок в названиях которых есть звук Р.
5. Заключительный этап. Итог занятия.
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились делать упражнения для нового звука Р)
6. Домашнее задание.
- Дома тренируйся делать упражнение «Балалайка» с помощью указательного пальца.
- Спасибо тебе за занятие.