Ирина Хайрулина
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
Публикация «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.
Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Основными задачами темы моего самообразования были;
• Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтере-совывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
• создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;
• способствовать развитию первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени);
• развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;
• учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
На основании данных задач и проведенной диагностики мною был составлен план работы с детьми и родителями на предстоящий год:
В сентябре проводилась следующая работа:
- С детьми:
* Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
С родителями:
• Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
• Папка-ширма: «Страна математики»
В октябре;
С детьми:
• Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Цветные кубики», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• Проведение игр – соревнований • «Чья команда быстрее найдёт предметы» (разной формы).
С родителями:
• Папка - передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»
В ноябре;
С детьми:
*Предложить математические загадки для детей.
*Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
*Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
* Проведение пальчиковой гимнастики.
С родителями:
* Информационный лист ширма-передвижка: «Зачем детям математика».
В декабре:
Работа с детьми;
* Дидактические игры на ориентировку в пространстве относительно предмета:
«Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».
«Что находится слева от…».
«Расскажи, где находится шкаф, стул, стол…», «Передай соседу»,
«Найди предмет», «Где чей домик».
*.«Математические игры и упражнения для дошкольников»
С родителями;
* Папка - передвижка для родителей на тему:
«Рекомендации родителям по математике»
В январе:
С детьми;.
* Подвижные игры: «Космонавты», «Угадай, кто позвал», «Забавный хоккей», «Лови -не лови», «Мы весёлые ребята», «Золотые ворота»
* Чтение математической сказки : «В стране «Математике» в пластилиновом районе»
* Дидактические игры: «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры», «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным, «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг, «Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
С родителями;
• Консультация для родителей: «Математика в повседневной жизни ребенка»
• * Памятка для родителей: «Участие взрослого в детских играх. Проблемные ситуации и их решение».
• *Математические считалки.
В феврале:
С детьми;.
* Занятие по ФЭМП в подготовительной группе: «В поисках сюрприза»
*Разучивание и отгадывание загадок математического содержания.
* Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится –
не катится», «Найди пару по форме».
*Проведение пальчиковой гимнастики и математических игр.
*Чтение и заучивание математических потешек и стихов.
В марте:
С детьми;
* Изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. Д/И «Путаница», «Торопись да не ошибись», «Цепочки»
*Математика в сказках»
«Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей»
*Аппликация составление из геометрических фигур
* Дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей»
.* Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.
• Работа в математических прописях.
В апреле:
С детьми;
* Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
*Сюжетно – ролевая игра: «Зоопарк».
* Игровое упражнение: «Где дорожка длиннее»
* Физкультминутка: «Аист, аист длинноногий».
* Работа в математических прописях
С родителями;
* Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми».
В мае:
С детьми;
* Рассматривание иллюстраций о частях суток.
* Подвижная игра: «Цветные автомобили».
* Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
* Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
С родителями;
Папка передвижка для родителей: «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста»
Выводы:
В начале учебного года (сентябрь) мной была проведена диагностика по изучению уровня развития математических представлений. После проведения предложенных заданий были получены следующие результаты.
Уровень математического развития детей в подготовительной группе на начало учебного года.
Общее число детей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
7 чел. 2чел. (28%) 5 чел. (72%) 0чел. (0%)
Так же я понаблюдала за детьми в течение дня, стараясь выяснить, как часто они используют полученные знания в свободное время (на прогулке, в утренней и вечерний отрезок времени, в игре).
После проведенного формирующего этапа работы, мной был проведен контрольный этап. Целью было отслеживание результативности проведенной работы с детьми, а также данных о развитии у детей математических представлений, в общем, и об уровне интеллектуального развития в частности. Мной использовались те же диагностические методики.
Уровень математического развития детей подготовительной группы на конец учебного года.
Общее число детей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
6чел. 1чел. (16%) 1чел. (16%) 4 чел. (68%)
Результаты анализа показали, что в экспериментальной группе уровень сформированности интеллектуального развития повысился, повысился и уровень математического развития детей подготовительной группы.
Повысился уровень развития дифференцированного восприятия, заметно изменился уровень в лучшую сторону познавательного интереса, развития речи, дошкольники стали более внимательны, все дети без исключения знакомы с операцией сравнения, анализа, синтеза, классификации. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства.
Таким образом, проведенная мной работа по повышению интеллектуальных способностей детей с использованием математических средств достаточно эффективна.
В целом проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста будет повышаться, если будут созданы благоприятные условия в группе, если дидактические средства математики будут использоваться целенаправленно и систематически, с учетом возрастных особенностей детей.