Получи документы

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Ирина Хайрулина
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет по теме самообразования

«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

Публикация «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.

Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Основными задачами темы моего самообразования были;

• Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтере-совывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

• создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;

способствовать развитию первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени);

развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

• учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

На основании данных задач и проведенной диагностики мною был составлен план работы с детьми и родителями на предстоящий год:

В сентябре проводилась следующая работа:

- С детьми:

* Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

С родителями:

Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Папка-ширма: «Страна математики»

В октябре;

С детьми:

• Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Цветные кубики», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• Проведение игр – соревнований • «Чья команда быстрее найдёт предметы» (разной формы).

С родителями:

Папка - передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

В ноябре;

С детьми:

*Предложить математические загадки для детей.

*Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

*Настольно – печатные игры:

«Лото»

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мозаика»

«Пазлы»

* Проведение пальчиковой гимнастики.

С родителями:

* Информационный лист ширма-передвижка: «Зачем детям математика».

В декабре:

Работа с детьми;

* Дидактические игры на ориентировку в пространстве относительно предмета:

«Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

«Что находится слева от…».

«Расскажи, где находится шкаф, стул, стол…», «Передай соседу»,

«Найди предмет», «Где чей домик».

*.«Математические игры и упражнения для дошкольников»

С родителями;

* Папка - передвижка для родителей на тему:

«Рекомендации родителям по математике»

В январе:

С детьми;.

* Подвижные игры: «Космонавты», «Угадай, кто позвал», «Забавный хоккей», «Лови -не лови», «Мы весёлые ребята», «Золотые ворота»

* Чтение математической сказки : «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

* Дидактические игры: «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры», «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным, «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг, «Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

С родителями;

Консультация для родителей: «Математика в повседневной жизни ребенка»

• * Памятка для родителей: «Участие взрослого в детских играх. Проблемные ситуации и их решение».

• *Математические считалки.

В феврале:

С детьми;.

* Занятие по ФЭМП в подготовительной группе: «В поисках сюрприза»

*Разучивание и отгадывание загадок математического содержания.

* Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится –

не катится», «Найди пару по форме».

*Проведение пальчиковой гимнастики и математических игр.

*Чтение и заучивание математических потешек и стихов.

В марте:

С детьми;

* Изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. Д/И «Путаница», «Торопись да не ошибись», «Цепочки»

*Математика в сказках»

«Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей»

*Аппликация составление из геометрических фигур

* Дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей»

.* Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.

• Работа в математических прописях.

В апреле:

С детьми;

* Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

*Сюжетно – ролевая игра: «Зоопарк».

* Игровое упражнение: «Где дорожка длиннее»

* Физкультминутка: «Аист, аист длинноногий».

* Работа в математических прописях

С родителями;

* Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми».

В мае:

С детьми;

* Рассматривание иллюстраций о частях суток.

* Подвижная игра: «Цветные автомобили».

* Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

* Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

С родителями;

Папка передвижка для родителей: «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста»

Выводы:

В начале учебного года (сентябрь) мной была проведена диагностика по изучению уровня развития математических представлений. После проведения предложенных заданий были получены следующие результаты.

Уровень математического развития детей в подготовительной группе на начало учебного года.

Общее число детей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

7 чел. 2чел. (28%) 5 чел. (72%) 0чел. (0%)

Так же я понаблюдала за детьми в течение дня, стараясь выяснить, как часто они используют полученные знания в свободное время (на прогулке, в утренней и вечерний отрезок времени, в игре).

После проведенного формирующего этапа работы, мной был проведен контрольный этап. Целью было отслеживание результативности проведенной работы с детьми, а также данных о развитии у детей математических представлений, в общем, и об уровне интеллектуального развития в частности. Мной использовались те же диагностические методики.

Уровень математического развития детей подготовительной группы на конец учебного года.

Общее число детей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

6чел. 1чел. (16%) 1чел. (16%) 4 чел. (68%)

Результаты анализа показали, что в экспериментальной группе уровень сформированности интеллектуального развития повысился, повысился и уровень математического развития детей подготовительной группы.

Повысился уровень развития дифференцированного восприятия, заметно изменился уровень в лучшую сторону познавательного интереса, развития речи, дошкольники стали более внимательны, все дети без исключения знакомы с операцией сравнения, анализа, синтеза, классификации. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства.

Таким образом, проведенная мной работа по повышению интеллектуальных способностей детей с использованием математических средств достаточно эффективна.

В целом проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста будет повышаться, если будут созданы благоприятные условия в группе, если дидактические средства математики будут использоваться целенаправленно и систематически, с учетом возрастных особенностей детей.

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Блез Паскаль Актуальность темы: Развитие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2023 в 18:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хайрулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД