Ольга Мельникова
Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая
сделать его занимательным.
Блез Паскаль
Актуальность темы: Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Публикация «Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Сегодня, а тем более, завтра математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителя - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно.
Сегодня я хочу поделиться, рассказать и показать какие игры и материал использую на занятиях по математике и в свободной деятельности, чтобы скучно детям не было. А было наоборот интересно и занимательно, ведь тогда материал усваивается проще и быстрее. И все мы воспитатели к этому стремимся.
Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно организовать. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием!
Всем известно, что: «Послушаешь – и ты узнаешь!
Посмотришь – и ты поймешь,
А сделаешь – и ты научишься».
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т. д.)
Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.
Сегодня я хочу остановиться конкретно на играх, которые я применяю на занятиях по математике и дети самостоятельно играют в свободной деятельности.
Все математические игры делятся на изучение или закрепление:
Количество и счет
• Совершенствование умения считать в пределах 5, 10 или 20 (соответственно возрасту): «Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Летающие колпачки», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу, «Найди свой аэродром» (счет по образцу, «Наведи порядок» (счет по образцу, «Динь-динь» (счет на слух, «Посчитай, сколько» (счет на слух, «Больше, меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений, «Исправь ошибку», "Сколько пар", "Покупаем парами (десятками)"
• Закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла?», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял?»
• Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10): «Найди на один меньше (больше)» (лото, «Найди соседей числа» (лото, «Найди пропущенное число»; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».
• Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5 или 10 (соответственно возрасту): «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).
Величина
• Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото, «Расставь по порядку».
• Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине», «Поручение», "Взвесь на руках", "Что тяжелее, что легче?",
• Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей (соответственно возрасту): "День рождение", "Раздели на всех", "Поручение", "Найди целое и его части", "Покажи и сравни 2/4, 3/4".
Форма
• Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы?», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур); "Найди на ощупь", "Найди по описанию", "Собери фигуру", "Разложи по коробкам".
• Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы: "На что похоже?", "Дорисуй предмет", "Танграм", "Найди, назови предмет такой же формы", "Колумбово яйцо", "Нарисуй, потом построй"
Ориентировка в пространстве
• Упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»
• Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги: «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор», "Что снаружи - что внутри", зрительные и слуховые диктанты.
Ориентировка во времени
• Расширение представлений о временных отрезках, уточнение понятия «сутки»: «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Наоборот», "Подбери правильно", "Круглый год", "Дополни предложение", "Составь времена года и т. д.
• Формирование представлений о последовательности дней недели: «Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…».
• Упражнение в определении и установлении времени по часам: "Который час?", "Проверь время", "Раньше - позже".
Я вам предлагаю поиграть в эти игры. И на некоторое время превратиться в детей. Для начала сделаем массаж пальчиков.
1. «Игра – разминка»
1,2,3,4,5 – научились мы считать.
1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!
2. А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки». Игра
может служить разминкой, физминуткой.
Задания:
- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (5)
- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (4)
- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (6)
- Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)
- Сколько жучков, столько язычком щелчков. (3)
- Сколько точек видишь в круге, столько раз поднимем руки. (8)
3. "Математические цветочки" (игра с прищепками)
Цель игры: закрепить состав числа, знаки (больше, меньше, равно, вставить пропущенное число, найти соседей заданного числа, решить примеры на сложение и вычитание.
4. "Вылепи цифру"
Детям загадывается загадка о цифре, ответ предлагается вылепить из пластилина или выложить из фасоли.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4) Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3) Как-то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
Два грибочка, три грибочка.
Сколько будет? Ровно. (пять)
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? (семь) Два кубика у Маши,
Четыре у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети. (шесть)
5. "Колумбово яйцо"
Почему данная игра так популярна? Все потому, что она способствует развитию у детей: логического мышления; моторики рук; сенсорных способностей и пространственного представления; фантазии; самостоятельности; лидерских качеств; смекалки и сообразительности;
самоконтроля.
Когда ребенок занимается такими головоломками, он учится принимать решения, у него активизируется умственная деятельность, и что самое главное – оба полушария мозга работают одновременно, что в дальнейшем очень пригодится ему в жизни.
Основной фигурой в игре «Колумбово яйцо» является овал, который поделен на определенное количество элементов – геометрических фигур.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей в свободное от занятий время. Дидактические игры определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
Благодарю вас за терпение, активность и желаю успехов и профессионального оптимизма! Спасибо за внимание!