Черепанова Ольга Петровна
Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г.
Тема: «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
Важно уже с детства воспитать в детях любовь к художественной литературе и любовь к чтению. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что «чтение-это окошко, через которое дети познают мир и самих себя».
Ведь благодаря литературе и его героям и персонажам, ребенок учится различать, что такое хорошо и что такое плохо.
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы „Приобщение дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Если дети школьного возраста уже умеют читать сами, то дошкольники еще не обладают такими навыками.
Поэтому главная задача перед нами стояла научить детей слушать литературные произведения, а также заинтересовать их. В своей группе мы стараемся уметь выразительно прочитать или образно рассказать, ведь только тогда ребенок сможет правильно понять идею произведения.
Огромную роль играет наша речь что б была: грамматически правильно построенной, связной, доступной для понимания.
Так как знакомство дошкольников с детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
На занятиях мы читаем художественные произведения, проводим беседы, знакомимся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и многих других.
Особое внимание в работе с детьми мы уделяем заучиванию стихотворений. В ноябре состоялся конкурс чтецов, где дети принимали участие и получили призовые места. Ребята с радостью, рассказывают стихотворения на мероприятиях в честь праздников: 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Также для развития связной речи дошкольников очень эффективными являются пересказы художественных произведений.
В группе, используем народные сказки, небольшие рассказы Л. Н. Толстого и т. д.
На занятиях учим детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Ребята угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
При работе с детьми обращаем особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений. Периодически оформля-ются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность.
При инсценировки художественных произведений мы опираемся на разнообразие театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на фла-нелеграфе и др.).
В апреле месяце ребята показали для детей экологическую сказку «Пожар в лесу». Знакомим детей со сказочными героями-проводим экскурсии в Дом Культуры, где проходят сказочные спектакли, что очень нравится ребятам.
Также дети очень любят отгадывать загадки, читаем и учим пословицы. Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.
В нашей группе дети с удовольствием рисуют сказочных героев к сказкам.
Одно из самых любимых мест дошкольников в группе - книжный уголок. Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, Цель уголка книги: воспитание любви, уважения и интереса к книге, стремления к общению с ней, умения слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. В этом уголке ребенок имеет возможность сам, без помощи взрослых, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
В своей работе мы используем следующие формы с родителями: «Нужна ли книга ребёнку», «Часто ли вы читаете?», проведение опросов, позволяющих выяснить на сколько компетентны родители в вопросах приобщения детей к книге- консультации, памятки, папки передвижки. Данное взаимодействие ДОУ с родителями приносит свои результаты. Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своё отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения. Эти результаты подтверждают правильность и эффективность работы по формированию у детей интереса к художественной литературе.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, способствует не только развитию речи, памяти, воображения, творческих способностей, моральных и нравственных качеств детей, но и развитию гармоничной, всесторонне развитой личности.