Марина Бебко
Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие речи у детей посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Слова К. Д. Ушинского
Актуальность
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя „Развитие речи у детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер своего ребенка.
К сожалению, в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телевизор и телефон, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Именно поэтому, целью моей темы стала:
1. развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2. учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3. развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Исходя из целей поставила перед собой задачи;
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Создать предметно- развивающую среду обеспечивающую развитие речи дошкольников среднего возраста.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Данную тему по самообразованию реализовала через : 1 - взаимодействие с родителями.
Реализация проходила как на родительских собраниях, так и при личных встречах. Были подготовлены рекомендации «Поговори со мною, мама!», «По активизации словарного запаса детей, по возрасту»; Консультации «Учим ребенка общаться», «С пальчиками играем – речь развиваем», «Дефицит общения», «Роль дидактических игр в семье» и др. Изготовление папок передвижек «Упражнения для развития артикуляционного аппарата», «Упражнения для пальчиковой гимнастики» и др. Индивидуальная помощь по возникающим вопросам
- Также через взаимодействие с другими специалистами, ведь такое взаимодействие является неотъемлемым звеном успешного образования и воспитания детей : это и совместные утренники, праздники под руководством музыкального руководителя, также взаимодействие с другими воспитателями одновозрастной группы (например проведение викторины по сказкам между группами) где дети используют приобретенные навыки разговорной речи через дидактические игры – читают стихи, поют песни и составляют рассказы; и взаимодействие с логопедом, который ставит звуки, вырабатывает артикуляцию нужного звука, а воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука логопедом.
- Через использование дидактических игр в образовательной деятельности: Эта деятельность включает в себя и работу с падежами, работу с предлогами, словообразование, родовые понятия, лексику и связную речь.
- Через использование дидактических игр, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности
Мы, педагоги, всегда должны стремится к правильной, осознанной и активной речи детей, т. к. именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.