Марина Толстикова
Занятие по обучению грамоте «Знакомство со звуком [х] и буквой Хх с использованием игрового набора «Дары фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие обучение грамоте знакомство со звуком [х] и буквой Хх
с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ».
использование игрового набора «Дары Фрёбеля».
Образовательные задачи. Ознакомление со звуками [х], [х] и буквой Хх. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Хх. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Комплект №10 «Фишки»; Комплект №8 – «Палочки»; Комплект №11 - «Цветные тела»; лист из рабочей тетради по числу детей; цветные и простые карандаши.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки.
Ход занятия
Организационный момент.
1. Упражнение «выложи букву». Развитие навыков звуко-буквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия.
Учитель - логопед встречает детей, организует приветствие с ними и предлагает Педагог встречает и предлагает сесть на свои места.
Учитель - логопед. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала я предлагаю вам такое задание. Сейчас я произнесу для каждого из вас одно слово. Каждый из вас должен будет подумать, какая буква пишется первой в этом слове, и написать эту букву с помощью палочек. Комплект №8 – «Палочки»
Первое слово для Ильи. Фонтан выкладывает букву Ф.
Учитель - логопед. Второе слово для Антона. Долина выкладывает букву Д.
Учитель - логопед Слово для Сони. Гамак. выкладывает букву Г.
Учитель – логопед. Слово для Льва. Водопад. выкладывает букву В.
Учитель - логопед. Слово для Василисы Батон выкладывает букву Д
Учитель – логопед. Слово для Антона Картина выкладывает букву К
Учитель – логопед оценивает работу.
Убирают палочки.
2. Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Учитель – логопед предлагает детям продолжить игру.
Учитель – логопед. Вы запомнили свои слова? Разделите их на слоги, выложите с помощью коротких палочек количество слогов.
1-й ребенок. Фон-тан. Два слога.
2-й ребенок. До-ли-на. Три слога.
3-й ребенок. Га-мак. Два слога
4-й ребенок. Во-до-пад. Три слога.
5-й ребенок Ба –тон Два слога
6-й ребенок Кар-ти-на три слога
Учитель – логопед. Отлично!
Убирают палочки.
3. Игра «Выложи фишку». Развитие фонематического восприятия. Комплект №10 «Фишки»
Учитель – логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Хорек ходил на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)
Уха была не плоха,
Хороша была уха.
Дети. Звук [х].
Учитель – логопед. Давайте произнесем звук [х] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [х].
Учитель – логопед. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык прижимается к небу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х]- гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Учитель – логопед. Верно. Его нельзя петь. Приложите руку к горлу, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.
Дети. Он глухой.
Учитель – логопед. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Учитель – логопед. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Учитель – логопед. Верно. Это согласный глухой, твердый звук. Теперь будем выкладывать фишки перед собой, как только услышите звук [х].
Для задания: х, к, м, х, г, ф, х, б, х, ха, ки, но, фу, ка, хо, во, холм, подушка, море, прыгать, хватать, носить, хлопушка, высокий, чертополох.
Дети слушают и выкладывают фишки, услышав звук [х].
Учитель – логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
4. Упражнение «Быстро и верно» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Учитель – логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Быстро и верно» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Х, а. Что получилось?
1-й ребенок. Ха.
Учитель – логопед. Верно. Получи фишку. Х. о. Что получилось?
2-й ребенок. Хо.
Учитель – логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ху, хы, ухо, мох, хвост. Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
5. Знакомство с буквой Хх. Работа в прописи. Развитие тонкой моторики.
Педагог раздает детям листы
Учитель – логопед. Раскрасьте круг синим цветом в верхней части страницы.
Учитель – логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы. Это большая и маленькая буквы Хх. Для чего нам нужна большая буква?
Дети. Писать имена, клички животных, названия улиц. Городов, сел, рек, гор (Географические объекты). Начало предложения.
Учитель – логопед. Молодцы! Давайте составим новую букву из полочек.
Какие элементы нам нужны?
Дети. Две палочки.
Учитель – логопед. Как они расположены?
Дети. Они пересекают друг друга.
Пальчиковая гимнастика
Учитель – логопед. Обведем все буквы Хх в ряду букв (работа на листе)
Учитель – логопед. Давайте напишем букву Х в воздухе. Возьмите простые карандаши, и пропишите в воздухе.
Дети вместе с педагогом «пишут» букву в воздухе.
Учитель – логопед. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз слева направо одну косую палочку, а потом сверху вниз справа налево вторую косую палочку. Пропишите букву
Дети пишут.
Физминутка
6. Чтение слогов и слов. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. Развитие навыков звуко-буквенного и слогово анализа слов.
Учитель – логопед. Почитаем. Ведем пальцем, следим глазами.
1-й ребенок. АХ
2-й ребенок. УХ
3-й ребенок. ИХ.
4-й ребенок. ХА
5-й ребенок. ХУ
6-й ребенок. ХО
1-й ребенок. ХЫ.
2-й ребенок. ХЭ
Учитель – логопед. Следующее задание. Прочитай слово, соедини с картинкой.
Дети читают, соединяют.
Учитель – логопед. Что такое хата?
Дети. Так называют дом с глиняными стенами и соломенной крышей.
5-й ребенок. МУХА.
6-й ребенок. УХА
Учитель – логопед. Что такое уха?
Дети. Суп из рыбы
7. Игра «Собери бусы» Комплект №11 - «Цветные тела». Развитие навыков звуко-буквенного и слогово анализа слов. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений
Учитель – логопед. Работаем со словами, которые прочитали. Называем слово по звукам и нанизываем на шнурок бусины.
Дети.
1-й ребенок. Уха
2-й ребенок. Тихо
3-й ребенок. Хата.
4-й ребенок. Мох
5-й ребенок. Хомка
6-й ребенок. Муха
У каждого ребенка шнурок, он нанизывает бусину соответствующего цвета. Гласный – красная бусина, согласный – или синяя, или зеленая.
После педагог проверяет и при необходимости ребенок исправляет.
8. Чтение предложений. Выкладывание схемы предложений палочками. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Дети:
Под дубом мох.
У Вовы Хомка.
Учитель – логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Вы уже знаете: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении написаны раздельно.
Составим схему предложения.
Дети выкладывают схему.
Учитель – логопед. Замечательно! Я горжусь вами.
9. Окончание занятия.
Оценка работы детей.
По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Учитель оценивает деятельность каждого ребенка.