Валентина Радушкевич
Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Публикация «Самообразование воспитателя „Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга.
Ранний и младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Накопление умственного багажа детей раннего и младшего возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Актуальность выбранной темы:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка третьего и четвертого года жизни является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития у детей раннего и младшего возраста являются дидактические игры.
Дидактические игры можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.
Таким образом, дидактическая игра у детей раннего и младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
Целью моей работы является:
Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр.
Поэтому, процесс сенсорного развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;
работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;
содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.
Задачи данной игровой технологии:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
- выявлять особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста;
- выявлять систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр;
- обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- обогащать развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- образовывать родителей по данной теме: подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, практикума, домашних заданий, анкетирования и т. д.
Направления моей работы:
формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, количество, запах, слух);
обучение способам обследования предметов;
развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина);
воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»
Сентябрь
Работа воспитателя
1. Постановка проблемы;
Определение темы, цели и задачи; Прогнозирование результатов;
2. Подбор и изучение научно – методической литературы.
Работа воспитателя с детьми
1. Мотивация;
2. Выявление интересов детей.
Работа воспитателя с родителями
Выявление интересов родителей и их возможностей в процессе работы над темой.
Октябрь
Работа воспитателя
1. Определение форм работы с детьми;
2. Определение форм работы с родителями.
3. Составление плана работы над темой.
Работа воспитателя с детьми
1. Начальный мониторинг детей на развитие сенсорных представлений
2. Выполнение заданий.
3. Анализ начального мониторинга.
Работа воспитателя с родителями
1. Знакомство с итогами начального мониторинга;
2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в начале года;
3. Анализ начального анкетирования.
Ноябрь
Работа воспитателя
1. Создание предметно-развивающей среды;
2. Создание картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.
Работа воспитателя с детьми
1. Организация игр с дидактическим материалом: учить детей не отвлекаться во время игры; формировать умение доводить игру до конца, получать положительные эмоции от положительного результата.
2. Накопление сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Работа воспитателя с родителями
1. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе;
2. Помощь в оформлении картотеки дидактических игр.
3. Индивидуальные беседы с родителями «Правильные игры для развития ребенка».
Декабрь
Работа воспитателя
1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.
2. Отбор дидактических игр с учетом интересов детей и близким опыту детей.
3. Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.
4. Разработать пособие – лэпбук «Умные игры», объединив идеи различных дидактических игр. Использовать данное пособие в индивидуальной и подгрупповой работе.
5. Создание презентации лэпбука «Умные игры.
Работа воспитателя с детьми
1. Учить детей группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
Дидактические игры на различение основных цветов:
«Катание цветных шариков», «Размести грибочки по цвету», «Домики и флажки», «Воздушные шары», Назови по цвету», «Цветные полоски», «Отбери фрукты (овощи) по цвету», «Какого цвета», «Разноцветные конфетти», «Какого цвета ленточка», «Найди пару по цвету», «Убери лишнее» и т. д.
2. Учить обследовать предметы зрительно, ощупывать их, производить с ними различные действия, раскладывать посуду разной величины и цвета, наряжать куклы в разноцветные платья, учить завязывать бантики.
Дидактические упражнения: «Кто где живет», «Назови картинки и раскрась», «Обведи правильно», «Волшебный сундучок», «Назови предмет», «Убери лишний предмет», «Третий лишний», «Чудесный мешочек» и т. д.
Работа воспитателя с родителями
1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.
2. Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста"
3. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.
Январь
Работа воспитателя
1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.
4. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.
5. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.
5. Подготовка к практикуму «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста. Игрушки своими руками из подручных материалов».
Работа воспитателя с детьми
1. Учить детей различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы разных формы в соответствующие для них отверстия; упражнять детей правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Дидактические игры на закрепление знаний о форме: «Нанизывание бус разной формы",
«Геометрическое лото", «Какой это формы», «На какую форму похож предмет», «Найди фигуру», «Принеси шарики (кубики)», «Обведи правильно», «Геометрическое лото» и т. д.
2. Игры в режимных моментах: при воспитании КГН, при закреплении умений одеваться и раздеваться, при проведении сюжетно-ролевых игр, игр на прогулке, подвижных игр, при проведении НОД. Во время проведения режимных моментов закреплять знания предметов посуды, одежды, обуви, транспортных средств, названия птиц, животных и их детенышей, названия овощей и фруктов, названия профессий, названия и знания основных цветов, названия и знания фигур, форм, развивать слуховое восприятие, учиться ориентироваться в пространстве.
3. Помощь детей в создании лэпбука «Умные игры» и презентаци к лэпбуку.
Работа воспитателя с родителями
1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.
2. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».
3. Показ презентации лэпбука «Умные игры».
4. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.
Февраль
Работа воспитателя
1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.
2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.
3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.
4. Организация и подбор материала к фотовыставке «Дидактические игры нашей группы»
Работа воспитателя с детьми
1. Закреплять у детей понятия: большой-маленький, много-мало, далеко-близко, справа-слева, над, под, на, за, около.
Дидактические игры: "Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья», «Где спрятано», «Забавные матрешки», «Соберем пирамидку», «Сложи вкладыши», «Маленькие и большие куклы», «Отнеси далеко» «Поставь близко», «Положи предмет (на стул, около кровати, за столом) и т. д.
Работа воспитателя с родителями
1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.
2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.
3. Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста. Игрушки своими руками из подручных материалов».
Март
Работа воспитателя
1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.
2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.
3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.
4. Организация фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».
Работа воспитателя с детьми
1. Развивать у детей слухового восприятия.
Дидактические игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Угадай, кто позвал».
Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок», «Тихо, громко хлопаем» и т. д.
2. Игры и упражнения на прогулке для знакомства с явлениями природы: «Краски лета, зимы…», «Что за дерево», «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало» и т. д.
Работа воспитателя с родителями
1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.
2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.
3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
4. Помощь в организации фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».
Апрель
Работа воспитателя
1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.
2. Индивидуальная работа с детьми, которые с не справляются с задачами игр.
3. Отбор дидактических игр и упражнений с усложнением дидактических задач.
4. Подбор материала к презентации опыта работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего возраста.
Работа воспитателя с детьми
Учить детей ориентироваться в пространстве, учить детей активизировать движения, с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей,
Дидактические игры: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры», «Найди по цвету», «Отнеси флажок к такому же флажку» и т. д.
Дидактические упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх» и т. д.
Работа воспитателя с родителями
1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорных способностей у детей.
2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.
3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Май
Работа воспитателя
1. Подведение итогов.
2. Презентация опыта работы.
Работа воспитателя с детьми
1. Закрепление пройденного материала.
2. Итоговый мониторинг детей на развитие сенсорных эталонов.
3. Выполнение заданий.
4. Анализ итогового мониторинга.
Работа воспитателя с родителями
1. Знакомство с итогами итогового мониторинга;
2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в конце года.
3. Анализ конечного анкетирования.