Анна Александрова
Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию Тема : «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников»
Анна Александрова
Отчет по самообразованию Тема : «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников»
Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников.
Публикация «Отчет по самообразованию Тема: „Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Тема : Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников.
Цель: Создание условий для развития связной речи у старших дошкольников, по средствам сказкотерапии.
Задачи:
1. Развитие связной речи.
2. Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации»;
3. Развитие креативности мышления;
4. Активизация познавательных процессов;
5. Развитие эмоционально – волевой сферы;
6. Обогащать словарный запас детей.
Введение
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов.
Задачи Сказкотерапии :
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
• Суть сказкотерапии в том, что ребенок составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная игра.)
Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых дети продолжают высказывания взрослого.
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)
Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии (занятия).
Был проведен блок занятий по средствам сказкотерапии. Блок состоял из 12 занятий.
Проведя ряд занятий по сказкотерапии, мы в конце года провели итоговое занятие,благодаря которому выявили эффективность.
Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:
1. Необычное приветствие;
2. Ритуал «Вхождения в сказку»;
3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета);
4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика);
5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия);
6. Рефлексия;
7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.
8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками).
Занятия:
1. Диагностика, выявление проблем у детей (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 12.)
2. Знакомства со сказочной страной (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 17)
3. Сказка «Ружье и сердце»
4. Создание коллажа «Любимые книги»
5. Знакомство со слугой по имени грусть (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 26)
6. Знакомство со слугой по имени страх (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 38)
7. Знакомство со слугой по имени интерес (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 31)
8. Знакомство со слугами по имени радость, смех и добро (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 44)
9. Возвращение короля (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 47)
10. Сказка «Противоречка»
11. Составление сказок
12. Итоговое занятие. Диагностика результативности. (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Стр. 57)
Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.