Валентина Середина
Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Даже в стародавние времена на Руси при занятии рукоделием мастерицы пели песни, складывали былины, потешки, поговорки.
Развитие речи старших дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность.
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность ребенка, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также разъясняется последовательность работы.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности. Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становится более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве. Дети начинают самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь (степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжеты и образы рисунков). Они начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивают, как важно точное слово-обозначение
В развитии связной речи особую роль играет использование разнообразных средств, одним из которых является информационно – коммуникативные технологии, которые используется следующим образом:
1) Использование компьютерной наглядности при обогащении словаря, развитии связной речи, лексической стороны, при составлении высказываний ( компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками: привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.
2) Создание интерактивного материала по развитию речи использования его в работе на творческих занятиях с воспитанниками.
3) Создание интерактивных моделей для развития связного высказывания. (изучение цветовой гаммы, композиционное решение и т. д)
4) Организация работы с родителями в различении информации о задачах, методах, средствах речевого развития.
При использовании ИКТ в развитии связной речи воспитанников через изобразительную деятельность решаются задачи речевого развития :
повышается содержательность и связность монологической речи детей.
повышается речевая активность детей.
развивается речевое творчество детей.
развиваются психические процессы детей, особенно мышление.
Применение ИКТ для развитие связной речи у старших дошкольников через изобразительную деятельность имеет неоценимое уникальное значение:
1. Оптимизация и повышение качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ с опорой на последние достижения в области информатизации.
2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
3. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания с использованием ИКТ.
4. Повышение педагогической культуры родителей.
5. Трансляция педагогического опыта на широкую общественность.
6. Повышение престижности и рейтинга ДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ в изобразительной деятельности способствует активному развитию речи детей старшего дошкольного возраста.