Валентина Олексенко
Отчет работы по самообразованию на тему: Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учебное учреждение «Детский сад «Поляночка»
Отчет работы по самообразованию :
«Сказкотеррапия как средство формирования развития речи детей»
Воспитатель средней группы :
Олексенко В. М.
С. Красная Поляна, 2015г.
Публикация «Отчет работы по самообразованию на тему: Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Своё представленье работы мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» .
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведё тся мною по пяти направлениям это:
Дидактические игры; Театрализация сказок; Мнемотехника; Показ инсценировка; Психогимнастика.
Дидактические игры:
За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети.
Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
Театрализация сказок :
В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
• чтение или выразительное рассказывание сказки;
• беседа по содержанию;
• показ воспитателем настольного театра;
• инсценировка сказки детьми.
Мнемотехника
Также в своей работе по формированию развития речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию.
Целью моей работы с менмотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Показ инсценировка
Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. На новогодние праздники мы с детьми для родителей подготовили постановку сказки Сутеева «Ёлка», так же совместно с родителями подготовили сказку Ш. Пьеро «Красная Шапочка». Много сказок русских народных мы показываем детям младших групп «Колобок «, «Репка» и. т. д.
Психогимнастика: В своей работе я использую несколько методов психогимнастики: Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
Метод «А что потом»;
Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
Метод «Моделирование»;
Метод «Сказка про самого себя»; Метод «Сказки по-новому»;
Метод «Сказка – калька».
Релаксация
Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией
Пример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке : идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.
Физическое развитие Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,
«Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».
Так же большая работа проведена с родителями:
Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».
Консультация для родителей «Воспитание сказкой».Оформление выставки : рисование с детьми «Моя любимая сказка». Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к постановке сказок. Привлечение родителей к инсценировке сказки.
На мой взгляд, реализация этого проекта значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же проект способствовал развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Сказкатеррапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку? ”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.
Работа была представлена на постоянно действующем семинаре для сельских ДОУ в МБДОУ «Детский сад «Поляночка», где я работаю, в форме открытого НОД «Расскажем сказку : «Кот, петух и лиса.». А также отправляла на всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Лира», где получила 2 место.