Наталья Калинина
Развитие нравственного патриотического потенциала у детей по средствам приобщения дошкольников к традициям родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре, как никогда актуальна в современной педагогике. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом
Публикация «Развитие нравственного патриотического потенциала у детей по средствам приобщения дошкольников к традициям родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В современной жизни юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдается проявление бездуховности, безнравственности. Обращение к культурно- историческому прошлому своего народа- важный момент в воспитании толерантной, духовно- нравственной личности подрастающего поколения.
Данная работа реализуется с помощью проектной деятельности, которая позволяет развивать познавательные способности, личность ребенка, а также взаимоотношения со сверстниками.
Целью нашего проекта стало: формирование у детей норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуре родного края.
Задачи проекта:
-формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества:
-приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- формировать образ казачьей степи, учить видеть ее красоту и восхищаться ею;
-развивать интерес к донскому краю, к жизни, к быту, традициям и культуре казаков;
-развивать любознательность и интерес к российской истории, ее героям, воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к землякам и участникам ВОВ, чувство гордости за них.
- формировать представление о жилище казака, его особенностях;
-формирование ценностных представлений о семейных отношениях;
- ознакомить детей с традиционными обычаями и обрядами празднования календарно- обрядовых и православных праздников;
- воспитывать любовь к Родине, гордость за край,в котором родились и живем.
Этапы реализации проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта; определение путей решения;
3. Рассматривание иллюстраций с видами родного города, района.
4. Беседы о родном городе и его достопримечательностях;
5. Подборка материалов для создания предметно- развивающей среды «Как у нас на Дону» (фотоальбомы, книги, открытки, игры и т. д.) ;
6. Просмотр одной из телепередач «Вокруг света»; разработка рубрик для создания телепередачи путешествие по Дону;
7. Подборка атрибутов, костюмов, фольклора для съемки «телепердачи»;
8. Виртуальные экскурсии по заповедным местам родного края.
9. Прослушивание казачьих песен; разучивание подвижных игр;
10. Чтение донских сказок; разучивание, пословиц и поговорок о Родине;
11. Подборка презентаций, видеороликов по теме.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Просмотр познавательный роликов, презентаций («Природа донского края», «Степь широкая», «Как жили казаки», «Детям о войне» и т. д.)
2. Экскурсии в «Белокалитвенский краеведческий музей», «По памятным местам нашего города», «Прогулка по городу» (фото отчет см. приложение)
создание видео рубрики «Степь широкая»
3 Дидактические игры: «Одежда казака и казачки», «Что нужно казаку?», «Укрась казачий курень», «Для чего это нужно (кухонная утварь)», «Подарки для девочек и мальчиков», «Убери лишнее», и т. д)
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Репортеры на телевидении», «Ярмарка»
Речевые игры «Интервьюирование», «Закончи предложение» и т. д.
Подвижные казачьи игры: «Кони», «Плетень», «Горшечник», «Надень фуражку», «Под яички», «Тетера» (см. приложение)
4. Развлечения «Покровская ярмарка» рубрика для телепередачи, «Широкая масленица»
5. НОД Художественно- эстетическое развитие : рисование «Степь, да степь» «Мой край родной»; лепка «Конь вороной», «Приготовление Вареников с картошкой с сюрпризами» ; аппликация «Платок для Аксиньи»
Интегрированные занятия «В степях Донского края (с использованием презентации «Природа донского края», «Казачий костюм», «Покрова Пресвятой Богородицы», «Жавороночки, прилетите!»
Праздник посвященный 23 февраля с участием кадетов из Белокалитвенского кадетского корпуса им. М. Платова (см. приложение)
6. Беседа о ветеранах ВОВ (с использованием презентации «Детям о войне»)
7. Встреча ветеранов нашего города с детьми.
8. Проведение акции «Георгиевская ленточка»
9. Встреча с казаком
10. Чтение стихотворений и слушание песен о степях, лугах и лесах донского края;
11. Организация выставки детских рисунков «Степь широкая»
12. Создание рубрики «В гостях у казачьей семьи»
13. Создание мультфильма по легенде «Две сестры»
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
1. Создание телепередачи «Вокруг света»
2. Оформление предметно-развивающей среды «Как у нас на Дону»
3. Семейная викторина «Мы- казаки Донского края»
В процессе реализации проекта у детей происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотивации детей. Знания и навыки приобретаемые в ходе проекта, помогают детям освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений, использовать моральные ориентиры почерпнутые из народной мудрости, народные принципы «простых норм нравственности».
Что дает реализация данного проекта воспитателям – обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности; создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к традициям родного края; обогащение методической базы; развивающей среды.
Реализация данного проекта предполагает тесное взаимодействие с семьей. Участие родителей в играх, изготовлении казачьих костюмов и т. д. - все это способствует преемственности семьи и детского сада, является условием создания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения дошкольников к народной культуре.