Конобеева Юлия Валерьевна
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания;
• Работать над лексическим значение слов (хороший - плохой);
• Закреплять понятие «предложение»;
• Составление сказки по картинкам;
Оборудование: иллюстрация «В чаще леса», набор картинок, взаимосвязанных по смыслу, для составления сказки.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Монолог: повествование и описание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Ход занятия
В: Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Валерьевна! Прежде чем приступить к занятию, выпрями осанку, сядем красиво и внимательно слушаем, о чём я вам буду говорить. Сегодня мы с вами будем составлять сказку по картинкам. Но для начала мы вспомним и закрепим понятие «предложение». Что такое предложение?
Д: Предложение – это несколько слов, объединенных между собой по смыслу.
В: Правильно! Теперь давайте составим по картинке «В чаще леса» предложения, состоящие из двух, трёх, четырёх, пяти слов.
Д:
• Зайка прячется за кустом;
• Белка делает запасы;
• Пчелы жужжат;
• Медведь лезет за мёдом;
• Прячется лисичка;
• Дятел стучит по дереву;
• Еж несет на спин гриб.
В: Молодцы ребята! Теперь выполним с вами комплекс упражнений на развитие речевого дыхания.
А. Плавный вдох – плавный выдох (6раз)
Б. Плавный вдох – резкий выдох (5-6 раз)
В. Проговорим разученную ранее скороговорку «Лиса в лесу, лисята в лазу».
Молодцы! Теперь немного поговорим с вами. Подберите существительные словам хороший, плохой.
Д: Хороший человек, хороший друг, хорошая девочка, хороший вечер;
Плохой человек, плохой мальчик, плохой дом, плохое утро.
В: Ну а сейчас мы разберем хороший и плохой поступок. А для начала составим сказку, и помогать нам в этом будут вот эти картинки (демонстрирую иллюстрации).
Внимательно посмотрим на картинки. Какие герои будут присутствовать в сказке?
Д: Белки, ежик, лиса, волк и елка.
В: Кто из героев будет главным (т. е. присутствует на всех картинках)
Д: Ежик.
В: Внимательно рассмотрим первую картинку. Что на ней изображено?
Д: Белочки нанизывают грибы на нитку, делают запасы на зиму. А ежик им помогает, отдавая свои иголки.
В: Это хороший поступок, что еж помогает белкам?
Д: Да!
В: Правильно дети. Всем надо помогать.
Посмотрим на вторую картинку. Что тут изображено?
Д: Лиса и волк смеются над ежиком, потому что он остался без иголок и стал слабым и беззащитным.
В: Это хороший или плохой поступок?
Д: Плохой!
В: Правильно! Смеяться над слабыми ни в коем случае нельзя.
Посмотрим на следующую картинку. Что там изображено?
Д: Еж встал на пенек и разговаривает с елкой.
В: А что есть общего у ежа и елочки?
Д: Иголки.
В: Правильно! У елочки иголок много, а у ежа их почти не осталось. Он отдал их белкам. Посмотрите на елочку: она добрая, она может поделиться своими иголками с ежом?
Д: Да!
В: Конечно ребята! Смотрим на последнюю картинку и что мы видим?
Д: Ежику дала свои иголки елочка.
В: А кто помогал ежу доставать иголочки?
Д: Белочки.
В: Правильно! Это хороший поступок?
Д: Да!
В: Обратите внимание на лису и волка. Как они удивленно смотрят на ежа. Вот на одной из картинки они радовались и веселились. Можем ли мы сказать про веселье волка и лисы, что это добрый смех?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Потому что они поступали плохо, смеясь над бедным ежиком без иголок.
В: Правильно дети. Веселье, радость и смех не всегда бывают хорошими. Нельзя смеяться над другими, тем более, когда у них случилось горе.
В: Теперь немного отдохнем и отвлечемся от сказки.
Сейчас мы проведем физкультурную минутку.
Отправимся в лес за грибами.
Аккуратно встаем из-за своих мест, никому не мешаем. Слушаем и повторяем за мной!
Дети утром рано встали;
За грибами в лес пошли.
(ходьба на месте)
Приседали, приседали
Белый гриб в траве нашли.
(приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(наклоны)
Вот на дереве орех
Кто подпрыгнет выше всех?
(прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(подтягивание - руки вверх)
Три часа в лесу бродили.
Все тропинки исходили.
(ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь-
Дети сели отдохнуть
(дети рассаживаются на места).
В: Молодцы ребята! Теперь продолжим наше занятие. Посмотрим ещё раз на картинки, вспомним о чём шла речь. Попытаемся составить сказку «Хороший поступок». И не забудьте, что целью нашего занятия является не только составления сказки, но и включения в неё элементов описания, поэтому есть обязательное условие - подробно описать хотя бы одного из героев.
Д: Как-то летним днем белки готовили запасы на зиму. Они нанизывали грибы на ниточку и складывали их в корзину. Добрый ежик им в этом помогал-давал свои иголки, чтобы белки нанизывали грибы на нитку. Когда запасы были сделаны, еж побрёл домой. По дороге ему встретились волк и лиса. Они посмотрели на его внешний вид и громко смеялись. Ежик был почти без иголок, беззащитен и опечален. Лиса и волк радовались чужому горю. Ежик не знал, что ему делать и в растерянности побрел дальше. На пути ему встретилась добрая елочка. Она посмотрела на ежа и решила с радостью помочь – поделиться своими иголками с опечаленным ежом. Иголки находились высоко, и ежу не в силах было до них дотянуться. Тут на помощь прибежали белки, запрыгнули на елку, надергали иголок и отдали ежу. Они сделали хороший поступок, за добро отплатили добром. Еж помогал им, а теперь белки помогли ему. В этот момент пробегали волк и лиса, они были очень удивлены увидеть такого ежа. Он был очень радостный, довольный – с новыми зелеными иголками, кое-где виднелись старые чёрные. Но ежа ничего не смущала. Он знал, что у него есть верные друзья, которые ему всегда помогут. Все вокруг радовались, только волк и лиса не разделяли чужой радости, т к хороший поступок им не понять.
В: Молодцы. Мне очень понравились ваши сказки.
Итак, ребята, сегодня на занятии мы с вами составляли рассказ! Что такое рассказ?
Д: Несколько предложений, объединенных между собой общим замыслом.
В: Какой рассказ мы составляли?
Д: Хороший поступок.
В: Молодцы! Ребята, предлагаю вам рассказать сочиненные сказки дома и нарисовать иллюстрации к ник.
Всем спасибо за внимание! Можете быть свободны!